Светлана Ромашина: «В нашем виде спорта «корону» с головы снимают быстро»

Дмитрий ЕФАНОВ Георгий НАСТЕНКО

26.09.2019

На днях исполнилось тридцать лет одной из самых титулованных спортсменок планеты — Светлане Ромашиной. На счету нашей звезды синхронного плавания 26 побед на Олимпийских играх и чемпионатах мира. Воспитанница СШОР «Юность Москвы» за свою карьеру не проиграла ни одного соревнования. «Культура» попросила чемпионку раскрыть секрет успеха и поделиться профессиональными тонкостями.

культура: Любой день рождения — это море поздравлений и подарков. Какие из них Вам наиболее памятны?
Ромашина: Когда мне исполнялось 25 лет, тренерский коллектив во главе с Татьяной Николаевной Покровской торжественно вручил картину с изображением Мэрилин Монро. На обороте написали поздравления и пожелания. Подарок со смыслом, ведь раньше выступала с одноименным номером. А несколько лет назад день рождения выпал на парусную регату, в которой принимала участие. Праздновала не только в компании нашего экипажа, но и с другими яхтсменами. Вот мы идем к стартовой линии, нас встречает лодка, и ее капитан преподносит мне букет. Было очень приятно.

культура: Правда, что в начале спортивной карьеры в разговоре с коллегами Вы уверенно заявляли о будущих победах на Олимпийских играх?
Ромашина: До широкой публики эту информацию донесла моя подруга по спортивной школе. Сейчас она тренер. И спустя несколько лет после моего успеха на Играх-2012 в Лондоне она спросила: «А помнишь, как в детстве ты обещала победить на Олимпиаде?» Да, обещала, но вскоре и сама забыла о своей детской мечте. Сейчас понимаю, что абсолютно правильно ставить перед собой достойную цель уже в юном возрасте. При этом я не была самоуверенным ребенком. В нашей среде «корону» с головы быстро снимают. Надо брать трудолюбием и стремлением к самосовершенствованию.   

культура: Благодаря Вашим победам и артистическому таланту многие девочки пришли в секцию синхронного плавания. Поделитесь с ними секретом успеха?
Ромашина: Время не стоит на месте. В моем детстве отбор в спортивные группы был не столь тщательный и жесткий, как теперь. Массовость, а с ней и конкуренция возросли многократно. Когда впервые пришла к Татьяне Евгеньевне Данченко, была довольно пухленькой и без растяжки. Сейчас с такими данными — не факт, что тренеры вообще обратят внимание на ребенка. А тогда Данченко сказала, что возьмет меня, только если похудею и стану садиться на шпагат. Но все-таки в нашем виде спорта главное — голова. Мои тренеры Покровская и Данченко много раз повторяли, что какими бы красивыми ни были ноги и все остальное, но, если спортсменка не сможет хорошо управлять телом, результата не будет.

культура: А как сейчас происходит отбор в секцию?
Ромашина: Могу сказать про свою спортивную школу олимпийского резерва «Юность Москвы», куда пришла в возрасте шести лет и где продолжаю тренироваться до сих пор. У нас ежегодно набирают группу от 10 до 20 человек. Смотрят на фактуру ребенка, гибкость, а также на внешние данные родителей. Причем отбор происходит не за один день, а в течение долгого периода занятий. Родители часто и подолгу беседуют с тренерами. А хорошего перспективного спортсмена наставник может взять и по ходу сезона.

культура: То обстоятельство, что Олимпиада-2020 пройдет в Токио, повлияло на выбор музыкального сопровождения к Вашим программам?
Ромашина: Обычно синхронистки стараются не разглашать подробностей будущих номеров, но мы уже в минувшем сезоне представляли техническую программу: «Фантастический Токио». Старались продемонстрировать, что японская столица постоянно находится в движении — быстрый и стремительный город. Впрочем, это касается и страны в целом. Одним словом, показали Японию, какой она видится нам. C новой программой выступали лишь один раз, на чемпионате мира, и, скорее всего, вернемся к ней на Олимпийских играх.

культура: Многие специалисты отмечают высококачественную работу Вашего звукорежиссера.
Ромашина: Да, Владимир Тепляков, родной брат Татьяны Данченко, долгие годы готовит нам музыкальную программу. Он очень умело соединяет кусочки из разных фрагментов, а к определенным отрезкам фонограммы даже сам придумывает музыку.  

культура: Обладая богатейшим соревновательным опытом, так же слепо доверяете звукорежиссеру, как и в начале карьеры?
Ромашина: Расскажу про наш дуэт. Прежде всего, мы придумываем образ и тему. Под нее вместе с тренером и Светой Колесниченко подбираем музыку. Предлагаем варианты, советуемся. Затем с отобранным материалом Татьяна Евгеньевна идет к брату. И они начинают творить. На самом деле создать единый саундтрек из отдельных кусков — непростая задача. Иногда нам что-то кажется идеальным, но Тепляков говорит, что так нельзя. В этот момент включается его абсолютный слух: Владимир Евгеньевич чувствует, когда один звук не может сойтись с другим. Поэтому дальше он сам импровизирует, придумывает, дописывает. У нас слаженный творческий коллектив, мы всегда готовы друг друга выслушать и понять. Но окончательный выбор музыки остается за Тепляковым.

культура: Музыка для души и музыка для работы — разные вещи?
Ромашина: Обычно не совпадает. Для души мы слушаем совсем другое. Хотя некоторые композиции, к примеру песню Мэрилин Монро, с удовольствием воспринимала и в бассейне, и за его пределами. Она мне не надоедала. Даже сейчас, если слышу ее по радио, обязательно прибавляю громкость. Но бывает, что, наслушавшись какой-то музыкальной композиции, ты и в свободные минуты постоянно прокручиваешь отрывки мысленно. И никакой другой мелодией выбить ее не получается. Поэтому стараюсь проводить границу между профессиональным и личным пространством.

культура: Многих болельщиков интересует вопрос: спортсменки под водой слышат музыку?
Ромашина: Конечно. Тем более в последние годы значительно улучшилось качество аппаратуры. Если в Афинах-2004 требовалось восемь динамиков на бассейн, то сейчас достаточно одного-двух. Плюс, помимо музыки, у нас собственный счет в голове. Если вдруг фонограмма отключится, то ничего не развалится, сможем продолжить синхронно двигаться в течение двух минут и даже больше. В зале специально отрабатываем «сухую» программу, но не ногами, а руками. Большим количеством повторов доводим свои действия до автоматизма.

культура: В этом году воссоединился ваш дуэт со Светланой Колесниченко. Учитывая данное обстоятельство, какие задачи стоят лично перед Вами?
Ромашина: Моя главная функция как в дуэте, так и в группе — работоспособность и максимальное уважение к коллегам. Все остальное — ерунда. Со временем стала понимать это отчетливее. Когда вижу плохое настроение у партнерши, стараюсь ее поддержать. Она точно так же ведет себя. В спортивном дуэте, как и в семейном, должна быть абсолютная «химия» во взаимоотношениях, желание и умение подставить плечо.

культура: Учитывая многолетний победный опыт, порой не возникает желания дать совет наставникам, обратить их внимание, что кто-то из молодежи не справляется с предложенными нагрузками?
Ромашина: Это неправильный подход. Я ведь не тренер. Поэтому сама не скажу, пока не спросят. Если же спросят, то отвечу честно, но максимально корректно. Кроме того, человек может быть очень талантлив и не выиграть больших титулов. А может быть «пахарем» и добиться успеха. Нужно понимать, что до попадания в национальную команду все девушки проходят жесткий отбор. Но сегодня лучше готова одна спортсменка, а завтра ее обходит другая, хотя обе тренируются в одинаковых условиях. Тонкий момент, который всегда надо учитывать.


Фото на анонсе: Александр Вильф/РИА Новости