Играли два товарища

Дмитрий ЕФАНОВ Максим БОРОДИН

17.04.2019

В апреле празднуют круглые даты легендарные динамовцы Александр Мальцев и Виталий Давыдов, вписавшие яркие страницы в историю отечественного хоккея. Верой и правдой на протяжении многих лет они служили сборной СССР, в составе которой на двоих выиграли пять олимпиад и восемнадцать чемпионатов мира. 20 апреля пройдет совместное чествование прославленных спортсменов. Накануне знакового события юбиляры ответили на вопросы «Культуры».


Александр Мальцев: «Предпочел хоккей футболу и ни разу не пожалел»

культура: Во времена Вашего детства популярность русского хоккея зашкаливала, но Вы остановили выбор на «шайбе». Почему?
Мальцев: Все объясняется просто. Киров — это прежде всего центр хоккея с мячом. А в родном Кирово-Чепецке больше упирали на «шайбу». Летом гоняли мяч, а зимой перебирались на лед. Спортивных школ тогда не было, поэтому оттачивали мастерство во дворе. В таких баталиях характер здорово закаляется. Взрослеть пришлось быстро, тем более я из многодетной семьи. Нас было восемь человек — шесть братьев и две сестры. Родился ровно посередине — четвертым.

культура: Когда впервые увидели лучших мастеров отечественного хоккея?
Мальцев: В Москве, когда приехали с «Олимпией» на сбор. Я учился в восьмом классе и был самым младшим в команде. Помню, ко мне в гостиницу приходила учительница, чтобы после возвращения в школу не отставал от сверстников. Тогда и довелось увидеть в деле ведущих игроков «Динамо», ЦСКА, «Спартака». В армейском коллективе блистали Анатолий Фирсов и тройка: Альметов — Александров — Локтев. У «красно-белых» выделялись Вячеслав Старшинов и братья Майоровы. В динамовском клубе в защите обращал на себя внимание Виталий Давыдов. Столь же убедительно в обороне ЦСКА действовал и Александр Рагулин.

культура: В тот момент определились, за какую из команд «большой тройки» хотите выступать в будущем?
Мальцев: Если честно, то в детстве ни за кого конкретно не болел. Переживал за отечественный хоккей в целом.

культура: В итоге первыми на Вас вышли представители «Динамо»?
Мальцев: В Серове проходил переходной турнир. Команды Класса «Б» боролись за пропуск в элитную лигу. Среди участников значилась и «Олимпия». На соревнования приехал Виктор Тихонов, бывший в ту пору помощником Аркадия Чернышева в «Динамо». Столичный тренер стал меня активно приглашать в свою команду и предлагал уехать из Серова прямо по ходу турнира. Ответил, что подумаю, а окончательное решение озвучу после всех игр. Дальше произошло самое интересное. В разгар баталий лед растаял, и команды перебрались в Ярославль, где мы оформили победу. Я получил титулы лучшего хоккеиста и бомбардира. После этого со спокойной совестью отправился в столицу. Но там меня никто не встретил, поскольку динамовцы уже уехали на календарный поединок в Новосибирск. Неделю прожил в Электростали. А когда «бело-голубые» вернулись, отправился на матч в «Лужники», где и решился вопрос о переходе.

культура: Однажды перед Вами стоял выбор: футбол или хоккей.
Мальцев: Все динамовские команды проводили сборы в Новогорске. На одном из них тренер футбольной команды предложил нам сыграть товарищескую встречу. Победили хоккеисты, а Константину Бескову очень понравились мои действия на зеленой поляне. Наставник предложил сменить вид спорта, мотивируя это тем, что футбол популярнее хоккея. К тому же «Динамо» ждала поездка в Бразилию на серию встреч с кудесниками мяча. Разговаривали вместе с Бесковым и Чернышевым. Опытные специалисты поступили мудро и оставили ключевое слово за мной. Решил остаться в хоккее, о чем никогда потом не жалел.

культура: За время карьеры успели поиграть в центре нападения и на обоих краях атаки. Где чувствовали себя наиболее комфортно?
Мальцев: Мне было безразлично. Главное — играть. Остальное решали тренеры.

Цитата в тему

«Над соперниками Мальцев натурально издевался: он владел любым финтом, мог уйти с шайбой хоть влево, хоть вправо, а если было некуда, то и сквозь защитника. Иногда казалось, что Александр и сам не знает, какой фортель выкинет в следующую секунду. Вот он двинул в сторону борта, толкнул туда шайбу, наклонил корпус — сейчас попробует прорваться вдоль стены. Через секунду защитник с грохотом вонзается носом в заградительное стекло, а нападающий летит к воротам ровно по центру, успевая по дороге закрутить волчком еще одного противника. Дальше бросок — как будто с кистей в левый угол. Вратарь уже радуется сэйву, а шайба тем временем катится в правый нижний, и только Мальцев видит ее в этот момент. И так каждый раз».

Николай Дроздецкий, олимпийский чемпион 1984 года 

культура: Статистики подсчитали, что Вашими партнерами на льду были 76 человек...
Мальцев: Значит, так и есть. Считаю большим счастьем, что, будучи жителем маленького городка, смог пробиться на самый высокий уровень и выступать вместе с лучшими мастерами своего дела. Многое у них перенимал, учился. В каждом поколении были игроки, на которых равнялись. Для моего времени таким человеком считался Анатолий Фирсов. Позднее Валерий Харламов. С ним крепко дружили.

культура: Современный хоккей скорее радует или же огорчает?
Мальцев: Сейчас упор делают на силовое давление. Настоящих технарей практически не осталось. Раньше было больше индивидуально сильных хоккеистов, которые радовали болельщиков красивыми действиями на площадке. С точки зрения содержания игры современные команды уступают.

культура: Согласны, что наши сейчас играют в канадском стиле, а североамериканцы, напротив, стали действовать более комбинационно?
Мальцев: Да. В 1990-е все наши лучшие игроки выступали в НХЛ и там быстро поняли, насколько советский стиль игры по-настоящему уникален. Канадцы сразу же взяли на вооружение все лучшее, что имелось в нашем хоккее.

культура: Воспитанник динамовской школы Александр Овечкин снова стал лучшим бомбардиром по итогам регулярного чемпионата НХЛ. Следите за выступлениями капитана «Вашингтона»?
Мальцев: У Саши отменный бросок. Очень хорошее катание. За океаном он быстро стал любимцем публики. Овечкин соединил в своей игре лучшие образцы канадского и отечественного хоккея, что позволяет ему на протяжении многих лет держать высокую планку.


Справка «Культуры»

Александр МАЛЬЦЕВ

Родился 20 апреля 1949 года в деревне Сетковцы близ Кирово-Чепецка.

Клубы: «Олимпия» (Кирово-Чепецк) — 1966–1967 гг.; «Динамо» (Москва) — 1967–1984 гг.; Уйпешт (Будапешт) — 1989–1990 гг.

Достижения: двукратный олимпийский чемпион, девятикратный победитель мировых первенств, обладатель Кубка Канады, двенадцатикратный призер чемпионата страны, обладатель Кубка СССР, победитель Кубка Шпенглера.

Самый результативный игрок в истории московского «Динамо» и национальной сборной. Включен в Зал славы Международной федерации хоккея.

Награды: орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орден Почета, орден Дружбы народов, орден Трудового Красного Знамени, орден «Знак Почета», две медали «За трудовую доблесть», почетная грамота Президента Российской Федерации.











Виталий Давыдов: «Наше поколение всегда стремилось только к победе»

культура: Вся Ваша сознательная жизнь неразрывно связана с динамовским спортом. В наши дни такая верность клубным цветам большая редкость.
Давыдов: Я и родился поблизости от стадиона «Динамо» на Нижней Масловке. Там и начал играть в хоккей с шайбой. К слову, в моем детстве русский хоккей не уступал по популярности канадскому. Многие мастера с успехом совмещали оба вида спорта. Достаточно назвать имена Аркадия Чернышева и Всеволода Боброва. В Союзе ледовые площадки никогда не пустовали. Команды собирались стихийно, и начиналась игра. Тогда еще не создали детских спортивных школ, их функции выполняли секции при команде мастеров.

культура: Вы попали в большой хоккей прямиком со двора?
Давыдов: Площадка, где обычно гонял шайбу, находилась за рынком. Однажды на наши баталии обратил внимание один из динамовских наставников Илья Бизюков. Внимательно посмотрел минут пятнадцать, потом подозвал к себе и сказал: «Приходи завтра на тренировку». Я опешил, даже немного, кажется, испугался. Мне было всего лет тринадцать-четырнадцать. «Куда?» — спрашиваю. А взрослые в ответ: «Да ты не волнуйся, мы знаем. Приведем». Так решилась моя судьба.

культура: Пришли на просмотр, и Вас сразу приняли?
Давыдов: Именно так. На просмотре главным критерием считалось катание. Правильной посадке, умению держать клюшку потом может научить тренер. А вот кататься очень сложно. Упущен момент, и ничего нельзя сделать. В моем случае таких проблем не было, поэтому сразу зачислили. У нас тогда подобралась отличная компания — Юрзинов, Чинов, Орчаков, Петухов. В 1956 году Чернышев перевел нас в команду мастеров, и уже в следующем сезоне я дебютировал в чемпионате страны.

культура: Защитником Вас тоже Чернышев сделал?
Давыдов: Начинал в качестве нападающего и довольно долго играл на этой позиции. В 1959-м на первенство мира в Чехословакию отправились три динамовца — Крылов, Кузин и Уваров. Остальных игроков команды Аркадий Иванович взял в турне по Поволжью и Уралу. Интерес со стороны местных жителей был просто огромным, ведь они могли своими глазами увидеть один из сильнейших клубов страны. В самом начале турне на команду обрушилась эпидемия травм, и в защите элементарно не хватало игроков. Тогда Чернышев вызывает меня и говорит: «Будешь действовать в защите». Я в отказ: «Если не нужен, так и скажите. Могу вообще уйти из хоккея». Причем говорил это на полном серьезе. Аркадий Иванович мне жестко: «Сыграешь!» Опять пытаюсь отказаться: «Как я могу? Не играл никогда». Слышу в ответ: «Попробуешь. Да, все будет нормально». Так и вышли в три оборонца. В итоге получил приз лучшему защитнику матча.

культура: Неужели столь быстро удалось адаптироваться к новому амплуа?
Давыдов: Тренер все предвидел. Он понимал, что я хорошо спиной катаюсь, делаю развороты, виражи. Причем без снижения скорости. Для защитника важно, когда нападающий уходит, не теряя скорости, развернуться и катиться рядом, ограничивая его действия. Вскоре в «Динамо» образовалась новая связка оборонительных игроков: Давыдов — Жибуртович.

культура: С канадцами когда впервые столкнулись?
Давыдов: В играх за молодежную сборную. Всегда любил с ними встречаться. Когда приезжал из Канады, чувствовал себя в два раза сильнее. Нравилось наблюдать, как они используют силовые приемы. Именно тогда и появилось стремление красиво припечатывать соперников к борту. Это стало моим коронным приемом. Постепенно начал забывать, что когда-то действовал в нападении. Тем более что в 1962-м пригласили в первую сборную СССР. Правда, дебютировать на чемпионате мира пришлось годом позже. Наша страна бойкотировала турнир в Штатах, поскольку местные власти не дали визы спортсменам ГДР.

Цитата в тему

«В нашей сборной всегда подбирались удалые и боевые хоккеисты. Но и они были изумлены подвигом Виталия Давыдова. Дело было в США, где мы встречались со сборной Канады. Во втором периоде центрфорвард Бурбоннэ, видя, что не может честно выиграть единоборство у соперника, нанес ему удар клюшкой. Упал наш защитник, но увидел, что канадец, подхватив шайбу, один устремился к воротам, вскочил и, прижав левую руку к окровавленному лицу, помчался за ним вдогонку. Далее произошло неожиданное даже для нас, тренеров, видавших многое. Виталий догнал канадца, выбил у него в падении шайбу и отвел угрозу. Подняться со льда сил еще хватило, а к борту его уже везли под руки товарищи. А когда подвезли, Давыдов потерял сознание. В госпитале поставили диагноз — нижняя челюсть сломана в восьми местах. Какую же силу воли нужно иметь, чтобы, несмотря на адскую боль, броситься не к медикам, а на помощь своему вратарю...»

Анатолий Тарасов, заслуженный тренер СССР


культура: Вы не только один из шести трехкратных олимпийских чемпионов, но и, вместе с Анатолием Фирсовым, обладатель уникального рекорда — с Вами в составе сборная не проиграла ни одного турнира.  Давыдов: Действительно, начиная с ЧМ-1963 на протяжении девяти лет советская дружина собирала «золотой урожай», включая Олимпийские игры 1972 года. Наше поколение всегда стремилось только к победе. Тем более, команду к большим успехам вел великолепный тандем тренеров: Чернышев — Тарасов.

культура: По одной из версий, тренеров убрали из сборной после отказа организовать ничью с Чехословакией на Играх в Саппоро. Наши победили, и «серебро» досталось американцам...
Давыдов: Нечто подобное доводилось слышать, но достоверно ответить не могу. Тарасов собирался работать и дальше, а вот Аркадий Иванович задолго до Олимпиады объявил, что это его последний турнир в национальной команде.

культура: Почему не сыграли в Суперсерии с канадцами?
Давыдов: Новый рулевой сборной Всеволод Бобров просил помочь, но я сказал, что мне пора заканчивать и давать дорогу молодым. В «Динамо» сыграл еще один сезон и повесил коньки на гвоздь.  

культура: За современным хоккеем следите?
Давыдов: Раньше у нас была преемственность. Талантливые поколения шли одно за другим. В стране процветал дворовый хоккей. Хорошо, что сейчас появились специализированные школы, но там совсем другая система обучения. Тренеры отучают игроков от самостоятельности. Наставники просто изживают ее. В наше время было довольно суровое соперничество, иной раз мы играли с мужиками. В начале декабря в Москве все катки были залиты. Нынешние тренеры, с одной стороны, боятся играть против более сильных соперников, с другой — навязывают молодым догматичные схемы и лишают возможности проявлять инициативу. Чтобы скинуть эти оковы, нужно возрождать дворовый хоккей, который формирует настоящий характер. Нас никто не учил, как подкинуть шайбу или обыграть. Ошибся — значит, повтори, пробуй другие варианты. А сейчас большинство хоккеистов какие-то инкубаторские. Вышел, сыграл, ошибся. Тренер тут же наорал: «Ты что делаешь?! Я тебя на лавку посажу на весь матч». Вся инициатива отбита напрочь. Во дворе такого не могло быть.


Справка «Культуры»

Виталий ДАВЫДОВ

Родился 3 апреля 1939 года в Москве.

Клуб: «Динамо» (Москва) — 1957–1973 гг.

Достижения: трехкратный олимпийский чемпион, девятикратный победитель мировых первенств, двенадцатикратный призер чемпионата страны, обладатель Кубка СССР, включен в Зал славы Международной федерации хоккея.  

Награды: орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орден Трудового Красного Знамени, два ордена «Знак Почета», две медали «За трудовую доблесть», почетная грамота Президента Российской Федерации, венгерский орден Труда бронзовой степени. 













Фото на анонсе: Валерий Шарифулин/ТАСС