Сергей Клюгин: «Дождь помог мне выиграть Олимпиаду»

Максим БОРОДИН

03.04.2019

В конце марта исполнилось 45 лет олимпийскому чемпиону по прыжкам в высоту Сергею Клюгину. Звездный час спортсмена пришелся на Игры 2000 года в Сиднее, где он опередил всех фаворитов, включая кубинского рекордсмена мира Хавьера Сотомайора. «Культура» поздравила легкоатлета с юбилеем и попросила рассказать о самых ярких моментах в карьере.

культура: Со специализацией в легкой атлетике долго определялись?
Клюгин: Я жил в небольшом городе Кинешме. Возможностей заниматься спортом там не много. Однажды приятели привели меня к наставнику Евгению Ивановичу Мухину. У него начал бегать на средние дистанции. Тренировки проходили в игровой манере, было очень интересно. Также вел дневник, в который записывал все упражнения. Поэтому не пропускал ни одного занятия, хотя добираться было далеко. По маршруту ходил автобус, но я предпочитал преодолевать расстояние бегом. Вместе с обратной дорогой получалось порядка пятнадцати километров.

культура: Занимались на стадионе?
Клюгин: В маленьком «сарайчике». Позднее нам сделали пристройку, привезли маты. И мы стали прыгать в длину. Потом переключились на десятиборье. Работали в охотку. Евгений Иванович придумывал разные любопытные упражнения. Нагрузки назначал немаленькие, но мы их даже не чувствовали. Параллельно выпускали стенгазету, где фиксировали рекорды и достижения.

культура: Когда окончательно переключились на высоту?
Клюгин: Потихоньку результаты росли. По юношам рекорды страны устанавливал. В семнадцать лет прыгал на 2 м 27 см. Вообще, мне повезло с наставниками. Первый тренер Евгений Мухин привил интерес к спорту, показал, что без терпения и работоспособности ничего нельзя достичь. На этом фундаменте в дальнейшем успешно строил свою карьеру. Александр Бурт объяснил, как выживать в большом городе. Москва по сравнению с Кинешмой — это целая вселенная. Еще научил уважать людей, правильно воспринимать спортивную жизнь и окружающую действительность. С Леонидом Пумалайненом занимался два года и попробовал новые методики. С Евгением Загорулько понял, что значит пахать через не могу. А Юрий Сергиенко в основном ставил технику.

культура: Ваша «бронза» на чемпионате Европы 1998 года оказалась сюрпризом для специалистов?
Клюгин: Но не для меня. К этому моменту уже имел победы над такими асами в прыжках в высоту, как олимпийский чемпион 1996 года американец Чарльз Аллен Остин и рекордсмен мира Хавьер Сотомайор.

культура: На многих прыгунов Сотомайор действовал как удав на кроликов. Признайтесь, опасались кубинца?
Клюгин: Нет. Я был сильно готов психологически. Кстати, Сотомайор на олимпиадах неудачник. Из-за бойкота Кубы он не смог принять участие в Играх 1984-го и 1988-го. Потом победил в Барселоне, но из-за травмы провалился в Атланте. И это при том, что Хавьер имеет 17 из 24 самых высоких прыжков в истории. В Сиднее кубинец считался главным фаворитом наряду с Вячеславом Ворониным, с которым мы вместе тренировались у Загорулько. Но надо учесть, что на одном из стартов перед Олимпиадой я выиграл у Сотомайора. Кроме того, в Австралии во время финальных соревнований пошел дождь. Одно дело когда просто сырой воздух, и совсем другое, если сама дорожка мокрая. Я понял: кто первым возьмет высоту, тот и чемпион. Соперники, выступавшие после, действовали осторожнее, у всех нога скользила, и они опасались падения. В итоге прыгнул на три сантиметра выше Хавьера и завоевал золотую медаль.

культура: Не случайно Вас называли «человеком дождя». Может быть, секрет в нестандартных «шиповках»?
Клюгин: Просто «шиповки» для тройного прыжка удобнее, поскольку стопе в них комфортнее. Мне проще, когда нога жестче фиксируется.

культура: Вы начали тренировать, еще будучи действующим спортсменом?
Клюгин: Готовил к стартам жену Викторию. Попытка вышла удачной. Она прибавила в уверенности и зимой преодолела планку на высоте два метра. На Евро-2009 взяла «бронзу». Отлично чувствуем друг друга в секторе и в жизни. Мы словно две половинки. Наверное, звучит банально, но это правда.

культура: Чем любите заниматься в свободное время?
Клюгин: Оно бывает разве что на сборах. И то редко. А дома — семья. Поэтому, кроме детских книжек и мультиков, в последнее время ничего не читал и не смотрел. Еще вместе с женой можем посмеяться над кинокомедиями. Любим советскую классику, особенно шедевры Леонида Гайдая.


Фото на анонсе: Василий Смирнов/ТАСС