Владимир Драчев: «Биатлон должен быть массовым видом спорта»

Георгий НАСТЕНКО Дмитрий ЕФАНОВ

29.11.2018

2 декабря в словенской Поклюке стартует Кубок мира по биатлону. О том, с какими надеждами в новый сезон вступает сборная России, «Культуре» рассказал глава СБР Владимир Драчев.

культура: Болельщики в недоумении: на первые этапы в состав сборной не попал Антон Шипулин, главная звезда команды. Почему?
Драчев: Пока ему не удалось набрать достаточно базовой тренировочной нагрузки,  поэтому в ближайшее время он будет спокойно готовиться. На международные старты, видимо, выйдет лишь во второй половине января. Под базовой работой подразумеваю объемные тренировки на выносливость. Если в такой ситуации бросать ребят на «амбразуру», то ближе к концу зимы уровень результатов будет неуклонно снижаться. Это произойдет в тот момент, когда от спортсменов потребуется выход на пик формы. Ротацию состава в сборной планируем проводить на постоянной основе. Удачно выступившие на этапах Кубка IBU попадут на этапы Кубка мира, и наоборот — при ухудшении результатов «основного состава» произойдет рокировка.

культура: Главный старт сезона — чемпионат мира в шведском Эстерсунде?
Драчев: Система отбора в команду сложная и многоступенчатая. Будем включать в сборную тех, кто покажет лучшие результаты на Кубке мира, Кубке IBU, «Ижевской винтовке», плюс один биатлонист по решению тренерского штаба. Мы не хотим возить большое количество спортсменов на этапы Кубка мира, чтобы они не сидели без дела в том случае, если на данный момент не выдерживают конкуренции и не попадают на старт. Наоборот, мы должны всем предоставить максимум возможностей почаще выступать и набирать очки. Например, высокие места на чемпионате России в плане включения в национальную сборную будут давать столь же высокие баллы, как и официальные международные соревнования.  

культура: Не получится так, что биатлонисты пик формы запланируют именно на те старты, по результатам которых Вы будете проводить отбор в команду?
Драчев: Не исключаю такого варианта. Но при правильной работе мы уже за месяц до начала чемпионата мира должны будем знать, кого ставить на определенный вид программы. В каждой дисциплине планируем только одного запасного на случай внезапной болезни лидеров или других внештатных ситуаций.

культура: Старты биатлонистов на зимней Универсиаде в Красноярске по срокам близки к чемпионату мира в Швеции. Это обстоятельство может повлиять на результаты нашей сборной на студенческих играх? 
Драчев: Первый день мирового первенства еще совпадет с моим днем рождения. Надеюсь, что в смешанной эстафете наши парни и девушки сделают мне самый лучший подарок (смеется). Значимость же Универсиады столь высока, что, несомненно, буду лично присутствовать на отдельных стартах. Два места в студенческой сборной забронированы за представителями Красноярска. Регион имеет давние и славные традиции в нашем виде спорта, так что сибиряки не подведут.

культура: Наши молодые ребята способны выстрелить в наступающем сезоне?
Драчев: Осенние тренировки показали, что многократные чемпионы мира среди юниоров Игорь Малиновский и Василий Томшин пока не способны составить серьезную конкуренцию опытным лидерам. Но мы их и не торопим. На этот сезон ставим задачу: повысить физические и функциональные показатели, а также набираться соревновательного опыта. Впрочем, каждому кандидату в сборную мы дадим достаточно шансов проявить себя уже в первой половине сезона.

культура: Международный союз биатлонистов выдвинул ряд условий для полноценного восстановления СБР в своих правах. Как реагируете на эту ситуацию?
Драчев: Условий несколько, и по всем ведем целенаправленную работу. Проводим семинары на тему антидопинговой грамотности спортсменов и проверяем их на знание правил. То же касается и тренерского состава. По мере тестирования они получают сертификаты. Аналогичные действия проводятся в федерациях других видов спорта. Есть с чем сравнивать. По количеству врученных сертификатов мы одни из лидеров. Другие критерии постараемся выполнить до Нового года. Есть ряд юридических и финансовых нюансов. В том числе дополнительное тестирование атлетов, даже сверх тех норм, которые рекомендует ВАДА. 18 декабря состоится рабочая встреча IBU и СБР, и по ее результатам, вероятно, определится сумма, которую мы должны выплатить, без чего невозможно наше полное восстановление на международном уровне. Контроль нашей работы IBU будет проводить поэтапно: к 18 декабря мы должны отчитаться по одним критериям, к 1 января — по другим, ближе к концу сезона — по третьим. Окончательное восстановление полноправного членства в Международном союзе биатлонистов может произойти не ранее, чем осенью 2019 года. Если по каким-то параметрам не в состоянии будем отчитаться, процедура восстановления продлится. На предыдущем конгрессе в сентябре этот вопрос мы уже пытались решить, но не хватило всего четырех голосов в нашу пользу. Но тот факт, что за восстановление России выступили 20 делегатов, уже неплохой показатель.

культура: За подготовкой главной команды страны и желанием вернуть расположение IBU, подотчетная Вам организация не забывает о развитии вида спорта в целом?
Драчев: Если говорить о нашей работе на всероссийском уровне, то мы в первую очередь стремимся к увеличению числа тех, кто постоянно занимается биатлоном, который должен быть массовым видом спорта — за счет уменьшения стоимости и повышения эффективности развития спортивной инфраструктуры. В качестве примера приведу обеспечение многих центров подготовки биатлонистов пневматическими винтовками. За счет этого стрелковая подготовка будет обходиться значительно дешевле и проще по разным параметрам допусков и разрешений. Обеспечиваем спортшколы в регионах стрельбищами. Причем весь инвентарь (мишени, коврики) можно собрать и демонтировать в течение часа и поместить в один автобус.

культура: Вы завершили карьеру более десяти лет назад, с тех пор биатлон сильно изменился?
Драчев: Современным спортсменам можно только позавидовать. В мое время в составе сборной на самых важных стартах находились всего два тренера и один массажист. Про сервис-группы даже не слышали, лыжи готовили самостоятельно при помощи наставников. Переезжая с одного турнира на другой, порой лично управляли автомобилем. Современная инфраструктура рассчитана на то, чтобы не отвлекать атлета от его основной функции. Сервис-группа (подготовка лыж и прочей экипировки) составляет порядка десяти человек, есть медицинская бригада. Трассы стали планировать и прокладывать по-другому, увеличилась скорость на дистанции. Усложнился рельеф. Сильно изменилась программа, стало больше контактных стартов. Современный биатлон в первую очередь нацелен на привлекательность для зрителей. Стреляющие лыжники в центре внимания на каждом участке трассы. Добавилась даже «гладиаторская» составляющая, в том числе и в контактной борьбе. Но для нас, спортсменов, самой значимой продолжает оставаться индивидуальная гонка с раздельным стартом, на которой все зависит только от тебя. Работа тренера в последнее время ушла на третий план. Возросла роль руководства и тех, кто занимается финансовыми вопросами. Но лично мне хочется, чтобы именно тренер управлял процессом на трассе и от него больше зависело. Конечно, выросли гонорары. Но значительная часть ребят, выйдя на мировой уровень, зарабатывают хорошо только два-три года. И надо давать им эту возможность.


Справка «Культуры»

Владимир ДРАЧЕВ родился 7 марта 1966 года в Петрозаводске. Достижения: четырехкратный чемпион мира, двукратный призер Олимпийских игр, победитель пятнадцати этапов Кубка мира, последний россиянин, побеждавший в общем зачете Кубка мира в 1996 году.


Фото на анонсе: Александр Вильф/РИА Новости