Артур Далалоян: «В гимнастике невозможно достичь идеала»

Дмитрий ЕФАНОВ Георгий НАСТЕНКО

15.11.2018

На первенстве мира по спортивной гимнастике в Катаре наша сборная вошла в тройку призеров в общекомандном зачете. Самым ярким атлетом турнира специалисты признали Артура Далалояна. На его счету пять медалей, две из которых — золотые. Сразу после возвращения в Москву с чемпионом встретились корреспонденты «Культуры».

культура: Тренеры сборной уверяют, что Вы отлично ладите со всеми товарищами по команде. Такое возможно в столь конкурентном виде спорта?
Далалоян: Не вижу в этом ничего удивительного. C ребятами поддерживаем прекрасные отношения. Из нынешнего состава особенно выделю Диму Ланкина и Никиту Нагорного, мы вместе с детства. Самое поразительное, что не устаем друг от друга и общаемся даже во время отпуска. Николай Куксенков и Давид Белявский уже из другого поколения. В нашем виде спорта разница в возрасте в несколько лет считается значительной. С ними познакомился, когда попал в основной состав. Парни, как и другие «ветераны», с первых дней в команде поддерживали добрым словом и дельным советом. Но так относятся ко всем новичкам. Старшие всегда помогают младшим.

культура: Значит, интриги исключены?
Далалоян: Абсолютно. Надеюсь, в нашем поколении подобных ситуаций не будет. Даже если в конфликте задействованы два человека, это все равно вредит коллективу в целом.

культура: С зарубежными коллегами поддерживаете контакты?
Далалоян: На английском языке могу общаться. Но в первую очередь наши главные друзья — это ребята с Украины. Политика на отношения не влияет. И сейчас в Катаре мы радостно приветствовали товарищей и морально поддерживали. Они отвечали тем же.

культура: Вы выросли в спортивной семье?
Далалоян: Отец по молодости играл в футбол, а мама на полупрофессиональном уровне занималась волейболом — выступала за серьезные команды до 23 лет.

культура: Почему выбор родителей пал на гимнастику?
Далалоян: Я был очень активным ребенком. Поэтому меня отдали сразу в две секции — в течение года совмещал занятия гимнастикой и дзюдо. Обычно начинающие гимнасты сначала сдают экзамены на ОФП, потом на третий, второй и первый юношеские разряды. В моем случае это оказалось лишним. Через два месяца занятий достиг уровня первого юношеского — мне тогда было семь лет. Еще ходил в кружок изобразительного искусства, занимался лепкой из глины. Много за что брался, и везде выходило достойно. Но душой прикипел к гимнастике, и только от нее получал удовольствие.

культура: Когда начали принимать участие в составлении собственной программы выступлений?
Далалоян: С момента включения в молодежную сборную. Тогда стал четко представлять, какие цели перед собой ставить в конкретный период сезона. В последние годы со мной занимается старший тренер национальной команды Валерий Алфосов. У каждого атлета есть слабые места в подготовке. Валерий Павлович тратит много времени и сил, чтобы мы прогрессировали и повышали мастерство. Он умеет мотивировать. Не каждый наставник способен убедить подопечного «наступить на горло собственной песне» и делать то, что нужно для команды. Алфосов — может. И за это ему большое спасибо.

культура: Сейчас сборную России трудно представить без Вашего участия, хотя всего два года назад Вы не попали в состав на Олимпиаду в Рио...
Далалоян: После удачного выступления на Кубке России меня пригласили на предолимпийские сборы. К тому моменту в моей программе уже были многие элементы уровня гимнаста сборной. Но на Игры меня не взяли, потому что не хватало стабильности, некоторые элементы еще надо было правильно выстроить в комбинации и обкатать на турнирах высокого уровня. И еще, наверное, морально не был готов в полной мере. На контрольных стартах перед вылетом в Рио-де-Жанейро подвели нервы, пытался работать лучше, чем был способен на тот момент. Меня «отцепили» за две недели до вылета в Бразилию. Но в этом я никого не виню. Напротив, получил полезный опыт и закалил характер в конкурентной борьбе.

культура: Гимнастика — один из самых травмоопасных видов спорта. Приходится бороться со страхом, когда подходите к очередному снаряду?
Далалоян: Даже когда осваиваешь простые элементы, можно ошибиться в любом из них. Падения — обычное дело, особенно на тренировках. В каждом подходе концентрируюсь именно на том, чтобы не сорваться. Стараюсь не допускать ошибок, любое падение может сильно навредить дальнейшей карьере. К примеру, был случай на последнем чемпионате мира. В упражнении на брусьях проход под жердями у меня всегда гладко получался, был отработан до автоматизма. А тут вдруг необъяснимым образом не дошел до стойки и свалился назад. После таких неудач приходится серьезно относиться даже к самым простым вещам. Расслабляться нельзя никогда. Если ты какой-то элемент исполнял всегда без ошибок, а потом вдруг начал бояться, то главное — перестать себя накручивать, ничего не менять. А просто четко вспомнить, как действовал раньше. Потом сосредоточиться и выполнить. В гимнастике никогда не бывает все идеально. Ошибки могут выскочить в самом неожиданном месте.

культура: Правда, что на прошлогоднем чемпионате мира выступали с переломом ноги?
Далалоян: Да, на тренировке выполнял прыжок (он был максимальной сложности), при приземлении сломал лодыжку. Сначала этого не понял. Нога опухла и разболелась, доктора поработали над ней пару дней до турнира. Но я постеснялся признаваться в этом тренерам и выступал через боль. Даже после болеутоляющих были очень неприятные ощущения. О переломе узнал после того, как сделал в Москве МРТ.      

культура: В советское время турниры по гимнастике собирали полные трибуны в столице. Сейчас об этом можно только мечтать?
Далалоян: Даже всероссийские соревнования в Москве нечасто проводятся. Обычно в Челябинске, Екатеринбурге, Пензе, Казани... Там болельщиков всегда много собирается, поддерживают нас очень горячо.

культура: Есть стереотип: спортсмены ничего не видят в поездках, кроме арены, гостиницы и аэропорта. Приятные исключения бывают?
Далалоян: Редко. На чемпионате мира ничего не успел посмотреть. Мы соревновались в центре Дохи, там много грандиозных новостроек. Но интересоваться названиями объектов, их предназначением и особенностями у меня просто не было времени и физических сил. Знаю, что некоторые девочки покатались на верблюдах и даже съездили на экскурсию в пустыню.

культура: В роли тренера себя представляете?
Далалоян: Не представляю и не хочу. Мне кажется, на это мне не хватит нервов. Я бываю вспыльчивым и нетерпеливым.


Фото на анонсе: Noushad Thekkayil/EPA/TASS