Этюд в красно-белых тонах

Денис БОЧАРОВ

18.10.2018

Издательство «Эксмо» выпустило книгу воспоминаний лучшего российского футбольного тренера 1990-х — Олега Романцева: «Правда обо мне и «Спартаке». Этих мемуаров ждали очень давно.

Наконец получен ответ на вопрос, который за последние несколько лет неоднократно задавали Олегу Ивановичу: «Куда вы делись, почему пропали?» «Никуда не пропал — книжку писал», — скорее всего, именно так, со своей фирменной улыбкой, знаменитый кузнец последнего на нашей памяти великого «Спартака» ответил бы на подобные выпады.

Многие уже успели позабыть о феномене, который однажды сотворил наш герой. Когда-то Олег Иванович подарил стране сказку, но вся беда в том, что таким историям свойственно рано или поздно забываться, повседневность берет свое. А ведь было такое время, когда победы, пусть и локального уровня,  воспринимались как нечто само собой разумеющееся.

Знаменитый тренер решился рассказать всю правду о себе и «Спартаке». Получилось? Несомненно. Он не был великим игроком (хотя некоторое время выводил на поле с капитанской повязкой «Спартак» и сборную СССР), о чем честно сообщается на страницах книги. Мог бы продолжить карьеру на тренерском поприще в Испании (и об этом Романцев не умалчивает), но понял, что его истинное футбольное призвание — на Родине. Перенять красно-белое знамя из рук Бескова и подарить новой России новый «Спартак» — это ли не подвиг?

Конечно, Олег Иванович где-то лукавит, где-то перегибает, где-то недоговаривает, а где-то противоречит сам себе — это слишком заметно. Например, в главе, посвященной предшественнику, Романцев пишет: «Несправедливо, когда говорят, что я работал по конспектам Бескова. Все дело в том, что он их никогда не вел». И тут же через пару страниц читаем: «Возражать Бескову смысла не было. Если ты рискнул, он тебе начнет по полчаса рассказывать про все твои прошлые ошибки. Поднимет свои тетради с желтыми от старости страницами и начнет зачитывать: «А вот здесь ты помнишь, как играл? А здесь? У меня все записано...» Впрочем, простим автору эти мелочи.

Многие — от больших функционеров до простых болельщиков — пеняют Романцеву за то, что он, мол, воспользовавшись всеобщей сумятицей, царившей на фоне распада великой страны, сорвал куш. Ерунда. Об этом лучше всех высказался Георгий Ярцев (повествование построено в форме интервью с разными людьми, знавшими Олега Ивановича): «В том, что «Спартак» в начале 1990-х резко пошел в гору, я вижу заслугу тандема Старостин — Романцев... Сыграло свою роль умение Старостина объединить все силы вокруг команды и способность Романцева подобрать тех игроков, которые соответствовали бы его пониманию футбола». Ключевые слова. Как и следующие: «Ну, возьмите, киевляне, Никошу с Цылей (Юрий Никифоров и Илья Цымбаларь. — «Культура»), если они вам нравятся! Так нет же — все разговоры начались уже после того, как они перешли в «Спартак» и заиграли у нас. Да, я их взял, потому что они мне понравились. Но перед Киевом никакой вины в связи с этим я не чувствую...»

Бессмысленно говорить о тактико-технических построениях на поле тому, кому футбол до лампочки. Не стоит напоминать о взаимоотношениях Романцева с Цымбаларем, Тихоновым, Юраном, Кечиновым, если эти имена мало что для них значат. Ни к чему воспоминания о потных раздевалках, тяжелых травмах, бесконечных стометровках, изматывающих «максималках» — чур меня, чур. Дело в другом. Эта книга — о времени и о нас с вами. По крайней мере, о тех, кто понимает, что к чему. Сегодня выражение «лихие девяностые» стало неким общим местом. И в самом деле, много ли было в это смутное, жутковатое, криминальное время светлого, обнадеживающего? Очень мало. Но был футбол Романцева. На фоне всеобщей безнадеги и безработицы многим ли наши отцы, братья и друзья могли наслаждаться? А вот победами «Спартака» — да. Вне зависимости от клубной привязанности. Олег Иванович умел радовать. Об этой составляющей — способности красивой игрой доставлять удовольствие обыкновенным людям — никогда не стоит забывать.


Фото на анонсе: Дмитрий Солнцев/Спорт-Экспресс/ТАСС