Виктор Кровопусков: «Главное, мои ученики выбились в люди»

Дмитрий ЕФАНОВ

03.10.2018

В конце сентября исполнилось 70 лет четырехкратному олимпийскому чемпиону по фехтованию Виктору Кровопускову. Список его наград мог быть еще весомее, но главный фаворит Игр-84 пропустил соревнования в Лос-Анджелесе из-за бойкота. Тем не менее неофициальный титул одного из лучших «мушкетеров» в истории за спортсменом закрепился давно и никем не оспаривается.

культура: Вас уже перестали удивлять вопросы о происхождении фамилии?
Кровопусков: Давно привык. Терпеливо всем объясняю, что «кровопусками» на Руси называли людей, которые пускали пациентам кровь пиявками или скальпелем — это был один из методов лечения. Так что моя фамилия к оружию не имеет никакого отношения.

культура: Говорят, что до фехтования у Вас неплохо получалось в футболе?
Кровопусков: Преувеличивают. Одно время совмещал занятия, но когда нагрузки в фехтовании возросли, футбол пришлось оставить.

культура: Сейчас за матчами следите?
Кровопусков: Рьяным фанатом никогда не был, но с детства болею за «Спартак».

культура: С кем-то из мастеров кожаного мяча дружите?
Кровопусков: С некоторыми ездил на различные мероприятия, но близко не сошелся. Больше знаком с хоккеистами. Во-первых, когда мой сын играл, я старался посещать почти все его матчи. Во-вторых, в Российском союзе спортсменов, который возглавляет трехкратная олимпийская чемпионка по фехтованию Галина Горохова, очень активен победитель хоккейного турнира Игр 1964 года Станислав Петухов. Там и подружились.  

культура: Диплом МИИТ пригодился в жизни?
Кровопусков: В школе учился хорошо, но после ее окончания мне было безразлично, куда поступать. Спорт занимал большое место. Я тренировался в обществе «Локомотив», а у моего наставника были хорошие связи со спорткафедрой в МИИТ. На первом курсе еще пытался писать конспекты, но когда стал чаще выезжать на соревнования и сборы, то полноценная учеба отошла на второй план. Получив диплом, ни дня не работал по специальности. Зато некоторые мои товарищи, не добившись больших успехов в фехтовании, стали хорошими инженерами. Вообще, выбор профессии далеко не всегда зависит от профиля института. К примеру, Олег Глазов, много лет трудившийся главным тренером сборной СССР по сабле, имел диплом Бауманского училища.

культура: Регалии и финансовые возможности позволяли приобрести престижный автомобиль, но Вы всегда предпочитали пользоваться общественным транспортом. Откуда такая нелюбовь к машинам?
Кровопусков: Ну, не мое это. Права есть, но практика вождения отсутствует. Несмотря на то, что папа был профессиональным шофером. У меня квартира рядом с ЦСКА, где тренировался, а потом работал. Ходил в зал пешком. Когда просили автографы, никому не отказывал. Фехтовальщики — не футболисты, мы избавлены от излишнего внимания в открытом пространстве.

культура: Вы работали тренером в нескольких зарубежных странах, в какой из них Ваши воспитанники добились наибольших успехов?
Кровопусков: Один из иранских воспитанников возглавляет сборную страны. Но Восток — дело тонкое. Сегодня в руководстве, а завтра — вне спорта. Главное, что в каждой из пяти стран мои ученики выбились в люди.

культура: Как впервые устроились тренером за рубежом?
Кровопусков: Моя жена, волейболистка Марина Кирьякова, получила контракт в турецком клубе. Сначала сидел дома в Анкаре и ездил на ее матчи. Потом пошел в клуб фехтования, представился местным боссам, но они меня не знали, поскольку варились в собственном соку. Тогда нашел в их кабинете справочник и показал свою фамилию в протоколах чемпионатов мира. И сразу получил работу в сборной страны, которая формировалась на базе столичного клуба. Со временем фехтовальщики из других регионов стали проявлять недовольство, «почему Кровопусков работает только со спортсменами из Анкары». Так мои полномочия распространились на всю Турцию. В то время национальная федерация даже тренировочные сборы не устраивала перед международными соревнованиями. Пришлось выводить ребят на профессиональный уровень. К сожалению, через два года начался кризис, мне сказали, что на зарплату и на достойные условия для атлетов просто нет денег.

культура: Чем принципиально отличаются фехтовальщики Турции, Ирана и других стран от наших?
Кровопусков: Только уровнем спортивного мастерства. Даже китайцам и японцам было далеко до профессионализма советских спортсменов и тренеров. Я имею в виду не заработки, а отношение к делу, уровень мастерства и объем работы. Когда рассказывал местным, сколько мы тренировались в сборной СССР, им это казалось невероятным. Говорил: «Вам пока и не надо столько работать. Даже половины нашего объема будет достаточно». Споров с руководством федераций никогда не было. Все понимали, что имеют дело с профессионалом, и к моему мнению везде прислушивались.

культура: В отличие от 1990-х, специалистов Вашего уровня снова ценят на Родине.
Кровопусков: Я постоянно езжу со сборной — национальной и юношеской — на различные соревнования. Иногда приглашают на базу «Озеро Круглое». Функция тренера в фехтовании не такая, как в других видах спорта, — дуй в свисток и давай команды. У нас наставник сам надевает маску, костюм, берет саблю и работает со спортсменом индивидуально. Так что я постоянно в форме.

культура: Не бывает так, что Вы спортсмену говорите одно, а его личный тренер — совсем другое?
Кровопусков: Стараюсь не лезть в чужую кухню. Когда дело заходит о принципиальных моментах, я их обсуждаю с тренером, а не с его учеником. Тем более сейчас у личных наставников больше возможностей выезжать с национальной командой за границу, чем в мою бытность спортсменом.

культура: Еще один четырехкратный чемпион по фехтованию Станислав Поздняков недавно возглавил Олимпийский комитет России. Поддерживаете коллегу?
Кровопусков: Я о нем самого лучшего мнения. Правда, когда Станислав выступал за юниорскую и взрослые команды, я работал за границей, поэтому встречались редко. Плотно начали общаться позднее. Меня привлекли тренером в сборную России, а Поздняков стал первым вице-президентом федерации. В 2016-м он перешел на работу в ОКР, и теперь гораздо чаще я вижусь с его дочкой Соней, которая в 21 год стала чемпионкой мира, причем в личном первенстве обыграла в финале олимпийскую чемпионку Софью Великую.

культура: Когда тренировать сборную России позвали иностранца Бауэра, у Вас и других ветеранов не возникло неприятия такого решения, ведь в нашей стране достаточно сильных специалистов?
Кровопусков: Лично у меня не возникло, потому что до того знал Бауэра много лет. Он успешно работал со сборными Франции, Италии и Китая. Это решение принимали в нашей федерации опытные, знающие люди. Француз быстро оправдал доверие. Думаю, и меня пригласили с его «подачи». Мы с Кристианом давно общаемся и легко находим общий язык.

культура: Знакомы с нынешним главой МОК Томасом Бахом?
Кровопусков: Конечно, ведь он стал в Монреале олимпийским чемпионом в рапире, правда, только в команде. С ним и со всеми его товарищами по сборной ФРГ на любых турнирах приветствовали друг друга. Томас запомнился как очень доброжелательный человек. Но познакомиться ближе мешал языковой барьер.


Фото на анонсе: Владимир Песня/РИА Новости