Жизнь по накатанному

Дмитрий ЕФАНОВ

06.09.2018

В издательстве «Эксмо» вышла автобиография двукратных олимпийских чемпионов по фигурному катанию Татьяны Волосожар и Максима Транькова «Две стороны одной медали». В интервью «Культуре» спортсмены рассказали о книге, появления которой с нетерпением ждали многочисленные поклонники.

культура: С течением времени не просто восстановить в памяти детали некоторых событий. В таком случае прибегали к художественному вымыслу или старались максимально честно рассказать свою историю?
Траньков: Мы стремились не отклоняться от реальных событий и даже в деталях ничего не приукрашивали. Правда, иногда отступали от хронологии, но когда вспоминали важную историю, то сразу же думали, в какую часть книги ее «пристроить». Диктофон всегда старались держать под рукой, и если эпизод или более длинная история всплывали в голове, мы тут же ее записывали. Помогали и автомобильные пробки. Было время подумать и отметить важные мысли. Некоторые моменты приятно пережить заново.

культура: История ваших взаимоотношений в книге описана подробно и откровенно. Максим говорил, что у него зародились чувства во время посещения Ниагарского водопада...
Волосожар: Со мной это произошло немного раньше. Вслух не говорила, но эмоциями старалась показать, что человек как минимум мне симпатичен и хочется развивать отношения. Не могу назвать точную дату, когда наша дружба переросла в любовь. Хотя некоторые счастливые пары в подобных случаях вспоминают день и даже час столь судьбоносного момента. Меня же довольно долгое время мучили сомнения. Четко осознавала, что люблю Максима, но при этом говорила себе: если это чувство у нас не будет взаимным, то надо постараться к нему остыть. К счастью, все получилось так, как было в моих мечтах.

культура: Редактор сильно поработал над окончательным вариантом автобиографии?
Траньков: То, что я говорил, сильно не изменилось. Частично убраны словечки и выражения из моего уральского диалекта (улыбается). Конечно, у меня нет филологического или журналистского образования, и эти недостатки профессионалы по мере возможности исправляли. Но делали это так, чтобы не пострадали интонации, которыми мы хотели поделиться с читателями. Уже после того, как основная часть книги была завершена, со мной занимались педагоги по культуре речи, но это относилось к работе в качестве комментатора на телевидении. Сейчас немного сожалею, что это не произошло раньше, перед тем, как мы с Таней решили написать автобиографию.

культура: На старте обозначили запретные темы?
Волосожар: С самого начала старались не обойти вниманием те события, которые нас действительно волнуют. Рассказали людям о нашей любви, семейном быте, спортивной жизни. Постарались избежать перекосов и соблюсти гармонию, чтобы книга была интересна тем, кто далек от фигурного катания. История успеха в различных сферах деятельности должна затронуть самых разных людей и мотивировать их на личностный прогресс.

культура: Некоторые автобиографии бывает скучно читать в силу излишнего желания авторов кого-нибудь случайно не обидеть.
Траньков: Мы не боялись срывать маски. Показали некоторых известных людей более реалистично, чем их привыкли видеть на экране телевизора. И в первую очередь это относится к нам самим. Из книги «Две стороны одной медали» вы лучше всего узнаете, кто такой на самом деле Максим Траньков.

культура: Сколько времени занял весь процесс?
Волосожар: Работа над текстом продолжалась около года. Кроме того, потратили определенное время на подбор фотографий из многих архивов в разных городах. Еще обложка, шрифт, подписи под снимками, организационные дела. Готовые книги привезли из типографии, когда нашей дочке исполнилось полтора года. А начинали писать до ее рождения.


Прямая речь

Нина Мозер, заслуженный тренер России по фигурному катанию:

— Таня и Макс пришли ко мне взрослыми, сложившимися людьми, уже добившимися определенных успехов. Так что мы сразу решили: добиваться спортивного результата, а не жить общей жизнью. Поэтому не ставила себе задачи воспитывать подопечных. Их личные взаимоотношения не влияли на рабочий процесс, ребята всегда показывали себя профессионалами высокого уровня. Однажды, заметив их сложное душевное состояние, пыталась войти в положение и поменять график тренировок. Но Траньков твердо сказал: «Мы — не мужчина и женщина, а партнеры по спорту. Работаем, как запланировано. Не надо послаблений».

Я не удивилась, что вышла их автобиографическая книга. Думаю, читателям будет интересно с ней ознакомиться. Максим обладает великолепным даром рассказчика. В этом убедилась с первых же дней нашего знакомства. Он очень эрудирован — перечитал русскую и зарубежную литературу разных эпох. После того как Траньков пересказывал произведение, у меня всегда создавалось ощущение, что я его прочла.


Фото на анонсе: Владимир Вяткин/РИА Новости