«Хрущев сказал: «Если враг попрет, бейте прямо в лоб»

Дмитрий ЕФАНОВ Георгий НАСТЕНКО

02.08.2018

6 августа исполнится 85 лет самому титулованному отечественному тренеру по биатлону Александру ПРИВАЛОВУ. Накануне юбилея двукратный  призер Олимпийских игр ответил на вопросы «Культуры».

культура: Как начиналась Ваша спортивная карьера?
Привалов: Зимой в родной деревне Пятница Солнечногорского района вместе с друзьями мастерили лыжи из досок от старых бочек. Постоянно устраивали со сверстниками гонки, в которых я неизменно выходил победителем. После восьмого класса переехал к тете в Москву и поступил в ФЗУ при мясокомбинате. Там же занимался различными видами: плаванием, легкой атлетикой, велоспортом, лыжными гонками. В любое соревнование включался с большим энтузиазмом. На первенстве «Пищевика» по велогонкам занял второе место только потому, что победитель часть дистанции промчался на автомобиле. Еще во время учебы меня перевели в «Динамо», поэтому армейскую службу проходил в спортроте, где окончательно переключился на лыжи, а позднее занялся биатлоном.

культура: Расскажите о знаменитом фото с Никитой Хрущевым.
Привалов: На правительственном приеме были представители разных видов спорта, успешно выступившие на Олимпийских играх 1964 года. Но Никита Сергеевич с подачи министра обороны Малиновского выделил Володю Меланьина и меня, за то что мы прошли дистанцию без промаха. И потому первый секретарь ЦК КПСС захотел выпить с нами отдельно. Хрущев сказал: «Вы, ребята, сделали важное дело: показали силу советского спорта и оружия. Если когда-нибудь враг попрет на нас, бейте так же точно ему прямо в лоб!»

культура: Многие специалисты называли Вас сильнейшим биатлонистом 1960-х. Не обидно, что так и не сумели завоевать олимпийское «золото»?
Привалов: Нынешнему поколению повезло больше. Сейчас мужчины могут стартовать в шести видах олимпийской программы. У нас была всего одна попытка. Даже эстафеты появились только в 1968-м. Накануне Олимпиады-1960 в Скво-Вэлли был прекрасно готов физически, но в 21 год обладал минимальным международным опытом. Бежал по трассе быстрее всех. Три рубежа отстрелял без ошибки. И вот на четвертом стрельбище член тренерского штаба кричит мне: «Саша, надежда только на тебя. Все наши неудачно пробежали». Вот это и сбило с настроя. Три раза пальнул в «молоко», а за каждый промах давали две минуты штрафа. Если бы ошибся дважды, «золото» досталось бы мне.

Спустя четыре года приехал в Инсбрук в статусе лидера сборной. Но на последних тренировках в Австрии вошел в раж и перенапрягся. Да так, что не мог руками и ногами пошевелить. За день до старта на разминке так плохо себя чувствовал, что просил руководство не заявлять на гонку. Мне сказали, что уже поздно переигрывать. Бежал для себя очень слабо, зато стрелял без промаха. Этого хватило для «серебра». А победу одержал Владимир Меланьин. Наше выступление на играх признали великолепным, но через два года на чемпионате мира в эстафетной гонке мы заняли только третье место, после чего тренерский штаб отправили в отставку. Занять вакантный пост главного тренера предложили мне. Дали несколько дней на размышление. Три ночи не спал, ведь чувствовал в себе силы замахнуться на личное «золото» на Олимпиаде-68. Кроме того, ровный состав команды позволял надеяться и на успех в эстафете. Но одновременно хотел принести пользу в качестве тренера. В итоге согласился сменить амплуа. Дебют удался. В Гренобле Александр Тихонов и Владимир Гундарцев взяли «серебро» и «бронзу» в личной гонке, а потом наша четверка уверенно выиграла эстафету. Через год на чемпионате мира выступили еще лучше: первое и второе места в индивидуальном зачете и победа в эстафете. Позднее за эти достижения получил два ордена «Знак Почета».

культура: Биатлон сильно изменился за последние годы?
Привалов: С тех пор как женская сборная России под моим руководством успешно выступила на Олимпиаде в Лиллехаммере в 1994 году, в методику лыжной подготовки было привнесено не так много новшеств. Могу это ответственно заявить, поскольку пристально слежу за положением вещей в родном виде спорта.

культура: По Вашему мнению, какие коррективы стоит внести в сегодняшнюю систему подготовки наших биатлонистов? Ведь результаты падают.  
Привалов: Выносливость базируется на объемной работе. В такой ситуации энергообеспечение идет через липидный обмен, который дает энергии в двадцать раз больше, чем углеводный. Одна из причин высоких результатов Мартена Фуркада кроется именно в этом. Кроме того, допускаются ошибки уже по ходу сезона. Вместо того чтобы подержать объем лыжной работы и слегка увеличить скорость, тренеры в это время загружают биатлонистов силовой частью. Перед важными стартами это недопустимо. У нас в последние годы построены прекрасные базы, молодежь сильнейшая в мире, но не удается правильно организовать тренировочный процесс именно в национальной сборной.

культура: На результатах сказывается допинговая истерия, развернутая вокруг нашего спорта?  
Привалов: В такой обстановке тренироваться, конечно, очень тяжело. Несомненно, давление, которое оказывают МОК и другие международные спортивные организации, является продолжением политических интриг. Активную роль в этом театре абсурда играют и западные СМИ.

культура: Порой на провокации СМИ ведутся и спортсмены, которые позволяют себе бездоказательные обвинения в адрес российских коллег?
Привалов: Обратите внимание, что два самых выдающихся биатлониста современности ведут себя по-другому. Мартен Фуркад относится к нашим парням нормально, а Уле-Эйнар Бьорндален и вовсе заявил, что ему откровенно не нравится вся эта истерия. И высказался в духе, что теперь ему придется переживать по поводу царапин на своих допинг-пробах. Настоящие чемпионы видят всю абсурдность ситуации. Но вместе с тем других лидеров зарубежных сборных могут «накачивать» местные политики, или же СМИ будут усугублять отрицательную составляющую в их высказываниях, а то и вовсе додумывать что-то за спортсменов.

культура: Рассчитываете, что с приходом на пост главы СБР Владимира Драчева ситуация в российском биатлоне изменится?
Привалов: Одно время Володя тренировался под моим началом в сборной СССР. В состав олимпийской команды в 1988 году он не попал, но отношения у нас сохранились прекрасные. Впрочем, и про двух предыдущих президентов ничего плохого сказать не могу. Но составлением методики тренировок занимаются не руководители, а узкие специалисты. Меня в августе пригласили поработать с командой в качестве консультанта на сборах в Токсово. С удовольствием откликнулся. В новом руководстве СБР собрались талантливые в прошлом спортсмены: Виктор Майгуров, Сергей Чепиков, Иван Черезов. Осенью станет ясно, будет ли у них реальная возможность влиять на ситуацию.


Фото на анонсе: Игорь Уткин, Александр Яковлев/ТАСС