Анна Архипова: «Надо адаптировать советский опыт под сегодняшние задачи»

Георгий НАСТЕНКО

26.07.2018

27 июля празднует юбилей одна из лучших разыгрывающих в истории отечественного баскетбола Анна Архипова. Она завоевывала медали на всех крупных турнирах. А на клубном уровне выигрывала Евролигу в составе УГМК из Екатеринбурга. В интервью «Культуре» спортсменка рассказала о подготовке кадров для сборной, отношении к легионерам и поделилась впечатлениями от завершившегося чемпионата мира по футболу.

культура: Баскетбол и другие виды спорта на протяжении месяца оставались в тени мундиаля. Следили за играми?
Архипова: Очень рада, что в нашей стране состоялся замечательный спортивный праздник. Ходила с сыновьями в фан-зону, где на большом экране транслировались матчи. Важно, чтобы дети с ранних лет проникались патриотизмом. К слову, хоккей люблю ничуть не меньше. Были на трибунах во время чемпионата мира в Москве в 2016-м, а до этого ездили на турнир в Белоруссию. Рада за Сашу Овечкина, который в качестве капитана привел «Вашингтон» к победе в Кубке Стэнли. Его мама Татьяна Николаевна очень много сделала для развития отечественного баскетбола.

культура: Наверное, в любом виде спорта победный фундамент закладывается в детстве?
Архипова: Не буду лукавить: мне не нравится, как в России организована подготовка футболистов, начиная с ранних лет. Я стараюсь брать на заметку полезные идеи и наработки из разных видов спорта. Например, в системе подготовки баскетбольной школы в Видном мы частично использовали опыт португальской «Зеленой школы».

культура: Но ведь Вы в Португалии не работали и не играли?
Архипова: И даже не выезжала туда для обмена опытом. Однако в век современных информационных технологий много полезного можно узнать из интернета.

культура: А в России есть с кого брать пример?
Архипова: Близка к идеалу отечественная волейбольная школа. Советскую методику подготовки спортсменов успешно применяют в других странах. Например, нынешняя французская система интернатов использует наши наработки, а в большом футболе итальянские клубы работают по конспектам Валерия Лобановского. Так что не нужно изобретать велосипед — у нас все есть, просто надо адаптировать советский опыт под сегодняшние задачи.

культура: Богатый опыт, приобретенный в зарубежных клубах, используете в работе руководителя и тренера?
Архипова: Любой опыт аккумулируется в сознании. Становится понятно, как надо действовать и как не надо. К примеру, в Словакии мне не нравились человеческие взаимоотношения. Полный приоритет отдавался контрактным обязательствам. Словаки и поляки тоже славяне, и даже языки у нас похожие. Но по менталитету итальянцы мне кажутся ближе к русским: они очень дружелюбны и коммуникабельны. Когда играла за клуб из Венеции, к середине сезона уже знала всех родителей моих партнерш по команде и даже их бабушек и дедушек. Именно такие отношения и должны складываться в любом коллективе.

культура: Поддерживаете связь с подругами по сборной России?
Архипова: Да, конечно. Нас сплачивали не только успехи, но и редкие неудачи. Дружба, которая сложилась в прежние годы, сохраняется до сих пор. В первую очередь выделю Оксану Рахматуллину, Юлю Скопу, Илону Корстин, Свету Абросимову, Машу Калмыкову, Иру Сумникову, Женю Швед (Никонову). Вместе с Дианой Густилиной сейчас работаем в подмосковной «Спарте & К». Ира Осипова в прошлом сезоне в свои 37 лет показывала сильную игру и сейчас взяла паузу для того, чтобы решить, стоит ли продолжать карьеру.

культура: Вы в качестве главного тренера приводили юношеские сборные к победам на чемпионате Европы. Многие видели Вас на посту наставницы национальной команды. Почему решили не выставлять свою кандидатуру?
Архипова: Предложения поступали, но мне интереснее заниматься с молодежью. К тому же эту работу можно совмещать с административной — в клубе из Видного. Сейчас набрала 7–8-летних девочек и постараюсь их довести до хорошего качественного уровня. В прошлый раз мне это удалось.

культура: Когда Вы стали генеральным директором «Спарты & К», за команду еще выступали девушки, с которыми вместе выходили на площадку. В такой ситуации трудно соблюсти субординацию?
Архипова: Я не сталкивалась с этой проблемой и чувствовала от девочек только поддержку. Воспитание позволяет классным игрокам в подобных случаях не скатываться до панибратства с тренером или руководителем. Все, кто выступал в «Спарте», понимали разницу между личными отношениями и профессиональными.

культура: Продолжаете следить за своими воспитанницами во взрослом баскетболе?
Архипова: Конечно. И рада за каждую из них. Больше всего переживаю, когда самые талантливые подолгу сидят на скамейке запасных. Считаю, что молодым баскетболисткам, которые являются кандидатами в национальную сборную, нужно давать в клубах до 35 минут игрового времени в каждом матче, иначе они не будут стабильно прогрессировать.

культура: Как это можно совместить с обилием легионеров в ведущих клубах?
Архипова: У каждой команды свои задачи и пути их решения. Регламент такое число иностранцев допускает, а остальное зависит от концепции развития клуба.

культура: Какой лимит считаете оптимальным?
Архипова: Трое легионеров в заявке клуба на сезон. А сколько из них одновременно будут выходить на площадку, решит главный тренер. Но столь жесткое ограничение нужно синхронизировать с потолком зарплат. В противном случае игрокам начнут предлагать слишком большие гонорары не за успехи, а за наличие российского паспорта.

культура: Наши спортивные менеджеры умеют идти к поставленной цели окольными путями. При ограниченной зарплате можно выписывать повышенные премиальные, дарить земельные участки, автомобили, квартиры.
Архипова: Вынуждена признать, что спортивное хозяйство в России не очень прозрачно. Видимо, такая ситуация кого-то устраивает. Когда перестанет устраивать, неизбежно произойдут изменения к лучшему.

культура: В ведущих клубах страны наладили систему подготовки юных игроков?
Архипова: Да, наладили — от семилетних спортсменов и до профессионалов. Но надо понимать, что в российском баскетболе деньги в клубы идут в основном из федеральных и областных бюджетов. Потенциал команды зависит от этого финансирования. Есть, конечно, исключения. Например, российский женский баскетбольный клуб УГМК и курское «Динамо».

культура: За счет коммерческой деятельности удается зарабатывать?
Архипова: Нет. Это иллюзия. В нашей стране фактически работает «бизнес наоборот»: клуб должен заплатить телеканалу деньги за трансляции матчей со своим участием. Спорт в России — дотационная структура. Без финансирования из госбюджета не обойтись.

культура: Правда, что в российских женских клубах самые высокие в мире зарплаты?
Архипова: Да. Но только в двух — УГМК и курском «Динамо». И где-то рядом с ними «Надежда» из Оренбурга.

культура: Сыновья спортом занимаются?
Архипова: Сначала они ходили на карате. Это дало им ощущение мужской силы, умение за себя постоять. Мне вообще близка философия этого вида единоборств, где защита имеет приоритет над атакой. Ребятам нравилось. У них был замечательный тренер. Но я посмотрела несколько соревнований и потеряла спокойствие. Мое сердце этого не выдерживало. Сыновья занимались контактным видом карате, а там из защитной экипировки только шлемы и маленькие жесткие перчатки. Постепенно, без резких движений переключила их на баскетбол. Сейчас тренируются у известных специалистов Алексея и Ольги Вадеевых.

культура: На баскетбольную площадку продолжаете выходить?
Архипова: После Игр-2004 в Афинах моя игра закончилась. Не выступаю даже в товарищеских и ветеранских матчах. На тренировках постоянно показываю девочкам какие-то элементы, но в спаррингах и «двухсторонках» не участвую.

культура: Многие спортсмены рассказывают, что, объездив половину мира, толком ничего не видели, поскольку были полностью погружены в тренировки и соревнования.
Архипова: Когда профессиональный атлет приезжает на крупные турниры, у него голова не может быть занята чем-то другим, кроме подготовки. Но я многое наверстала, когда выступала за клуб из Венеции. Италия такая страна, что, сев на электричку, ты можешь выйти на любой станции и просто гулять, наслаждаясь городскими пейзажами и памятниками разных эпох. К тому же в клубе устраивали довольно длинные перерывы в тренировочном процессе — на Пасху, Рождество и другие праздники. А приехать во Флоренцию и некоторые другие города — это праздник для души. Но все равно в плане работы и общественной деятельности комфортнее всего мне на Родине. Только в России живу полноценно. Я уезжала играть в другие страны лишь потому, что в наших клубах в 1990-х платили мало, а спортивная инфраструктура находилась в упадке. Но, живя вдали от дома, я зачеркивала в календаре цифры, считая дни до возвращения домой. Так что нынешнему поколению профессиональных российских спортсменов в этом плане повезло больше — они могут хорошо зарабатывать в своей стране.