Михаил Щенников: «Судят ходьбу вполне объективно»

Георгий НАСТЕНКО

21.12.2017

24 декабря исполнится 50 лет четырехкратному чемпиону мира по спортивной ходьбе Михаилу Щенникову. Один из лучших скороходов в истории продолжает мотивировать молодых коллег на максимальные результаты, но его мировой рекорд на пятикилометровке, установленный в 1995 году, так и не побит. Накануне юбилея корреспондент «Культуры» расспросил знаменитого чемпиона о секретах мастерства, главных достижениях и сыне-футболисте, который выступает за ЦСКА и сборную России.

культура: Спортивная ходьба довольно специфический вид спорта, кто из родственников или друзей посоветовал обратить на него внимание?
Щенников: Детство провел в Челябинске, где приобщился к футболу. Мне нравилось гонять мяч, поэтому с удовольствием записался в секцию. Участвовал в различных турнирах, и вроде бы хорошо получалось, но перед одним из матчей в ходе медицинского контроля у меня обнаружили близорукость. Комиссия сразу же забраковала, и о лаврах Пеле пришлось забыть. Позднее по совету друга переключился на легкую атлетику. Сначала в группе у Сулейманова проводил самую разнообразную тренировочную работу — игровые упражнения, бег, прыжки, но постепенно переключился на ходьбу. У Сергея Александровича также много занимался силовой подготовкой, выполнял задания на гибкость и координацию. Именно тогда удалось заложить хорошую базу для будущих высоких результатов. В 1983 году после восьмого класса отправился в Москву и два года жил и тренировался в Училище олимпийского резерва (УОР).

культура: Переезд из дома в столичный спортинтернат дался Вам тяжело?
Щенников: В 15 лет, конечно, трудно без родителей. Но мне повезло, что там занимался еще один парень из Челябинска — Дима Кузнецов. Он был старше меня на два года и помог адаптироваться к незнакомому городу. Кроме того, значительную часть года я разъезжал по сборам и соревнованиям, поэтому скучать по дому особо времени не было. Кстати, сначала тренировался у Шаца и Головина, а через полгода перешел к Сергею Лобастову. Поступив в институт, наставника уже не менял и всю карьеру работал с ним и с Григорием Яковлевичем Климовым.

культура: На Олимпиаде-1996 очевидцы были потрясены накалом борьбы на «полтиннике». К сожалению, телезрители увидели малую часть эпического сражения. События двадцатилетней давности еще не стерлись из памяти?
Щенников: До того момента у меня был печальный опыт на длинных дистанциях. Как правило, начинал слишком быстро, а затем наступала расплата. И хотя в Атланте во время нашего захода погода была не жаркая, я стартовал очень осторожно. К середине дистанции шел примерно тридцатым и уступал головной группе около четырех минут. К лидерам начал подбираться постепенно. Шедшего вторым обогнал меньше чем за километр до финиша, а чемпиону Роберту Корженевскому проиграл всего 16 секунд. Остается сожалеть, что поздно прибавил.

культура: Вы порядком удивили общественность, когда в разгар допингового скандала с нашими легкоатлетами поддержали главного тренера Центра олимпийской подготовки по спортивной ходьбе в Саранске Виктора Чегина, которого называют главным виновником свалившихся на скороходов бед.
Щенников: Мы не друзья, последний раз встречались на московском чемпионате мира в 2013 году. В любом случае, считаю его большим трудягой и фанатом спорта. Не знаю всех подробностей допинг-скандалов, связанных с Чегиным, но, думаю, его вина не в жажде наживы, а в огромном желании видеть своих учеников победителями. Другое дело, какими путями он шел к достижению цели. Успех его школы объясняется разными причинами, более весомыми, чем допинг. Кроме высокой тренерской квалификации, славу Виктору Михайловичу принесли и отличные организаторские способности. Он делал ставку не только на подготовку мастеров, но и уделял большое внимание массовому развитию ходьбы в Мордовии.

культура: С точки зрения дилетанта, Чегину, имея такие большие связи и возможности, не легче было договориться с судьями, чем пичкать подопечных запрещенными препаратами?
Щенников: На внутренних соревнованиях он такие возможности, может быть, и имел, но на международном уровне все сложнее. И какой смысл ходоку бежать? Можно легко нарваться на дисквалификацию. При хорошо поставленной технике ходьбы устаешь меньше, чем от промежуточной — между бегом и ходьбой.

культура: С точки зрения судейства ходьба — самая субъективная дисциплина легкой атлетики. Ожидаете в ближайшем будущем, что технические нарушения станут выявлять с помощью электроники? Например, встроенные в подошвы датчики будут определять «стадию полета».
Щенников: Пока дальше разговоров дело не идет. Арбитры обращают внимание еще и на то, чтобы ходок не сгибал колени, и на отсутствие вертикальной амплитуды тела. У специалистов глаз наметанный, они легко определяют нарушителей. Судят ходьбу вполне объективно.

культура: Фехтовальщики-саблисты рассказывали, что когда не было электроники и уколы судьи определяли на глазок, то они часто договаривались: ты не «зарубаешь» представителя моей страны, а я в свою очередь благосклонно отнесусь к твоему соотечественнику.
Щенников: В ходьбе подобное могло практиковаться только на внутреннем уровне. На международных стартах я такого не встречал.

культура: Главный тренер сборной СССР по легкой атлетике Гавриил Коробков рассказывал о случае на Олимпиаде 1968 года в Мехико, когда мексиканец бегом обогнал Николая Смагу на финише. А глава судейского корпуса оправдывал: «На стадионе у многих болельщиков пистолеты, а у меня жена и дети».
Щенников: Я видел видеозапись того финиша. И никаких нарушений в технике ходьбы у Хосе Педрасы не заметил. Конечно, в темном тоннеле при входе на стадион мексиканец мог себе такое позволить, но и только. Считаю, наш спортивный чиновник преувеличил масштаб трагедии. Не могу назвать ни одного случая, когда меня бегом обогнали на финише.

культура: Вы сделали отличную карьеру в легкой атлетике, а сын реализовал Вашу детскую мечту и стал успешным футболистом. Признайтесь, приложили к этому руку?
Щенников: Все намного проще. Мы жили недалеко от клуба «Крылатское», и туда Жора ходил на тренировки. А с 13 лет стал ездить в ЦСКА, самостоятельно на метро.

культура: В среде легкоатлетов нередко можно услышать фразу: «Футболисты пашут намного меньше нас, а зарабатывают в разы больше». После таких разговоров Вам не обидно за сына?
Щенников: С коллегами о деньгах не спорю. Когда слышу подобное, лишь говорю: «А кто вам мешает играть в футбол и зарабатывать миллионы? Идите в богатый клуб, продемонстрируйте свои способности и подпишите хороший контракт».

культура: Вы как опытный спортсмен и тренер на определенных этапах карьеры контролировали подготовку Георгия?
Щенников: Только в детстве. Старался чему-то учить, даже когда Жора начал заниматься в «Крылатском». Но в футбольной секции были грамотные наставники, поэтому быстро понял, что вмешиваться в тренировочный процесс не имеет смысла.

культура: Как часто ходите на матчи сына?
Щенников: Домашние игры в Москве стараюсь не пропускать. Раньше ездил и на гостевые. Яркие впечатления остались от посещения Милана и Мюнхена, где ЦСКА играл с «Интером» и «Баварией».


Фото на анонсе: Александр Чумичев/Фотохроника ТАСС