Евгений Загорулько: «Наша сборная показала абсолютное единение»

Дмитрий ЕФАНОВ Максим БОРОДИН

16.08.2017

26 августа одному из самых титулованных тренеров в истории легкой атлетики Евгению Загорулько исполнится 75 лет. Более полувека уроженец маленького хабаровского поселка Тырма готовит для страны чемпионов в прыжках в высоту. 

На первенство мира в Великобритании наставник взял двадцатилетнего Данила Лысенко, и необстрелянный дебютант c ходу завоевал «серебро». Напомним, что отечественную федерацию до сих пор не восстановили в правах после допингового скандала, и спортсмены вынуждены были выступать «под нейтральным флагом». О том, как это повлияло на команду, «Культура» узнала у юбиляра. 

культура: Как оцените выступление подопечного на чемпионате планеты?
Загорулько: На твердую «четверку». Молодой парень, стартов международных не было, все внутри страны, соперников не знает. Матерые прыгуны оказывают психологическое давление, а я Дане говорю — не обращай внимания. И начинаю по полочкам раскладывать сильные и слабые стороны конкурентов. Профессиональные боксеры готовятся к бою полгода, а Лысенко шел в сектор вслепую. 

культура: В прыжках Данила не ощущается тяжеловесности, но Вы требуете от него сгонки веса... 
Загорулько: Да. Он сбавил. К Олимпиаде в Токио нужно сбросить еще пару килограммов.

культура: Ветром его не сдует?
Загорулько: Приведу пример. Летит воздушный шар и вдруг теряет высоту. Что делает тот, кто им управляет? Выбрасывает все лишнее за борт. В нашем случае действует похожая логика. 

культура: Прыгуны в высоту принесли в общекомандную копилку две медали. В том числе единственное «золото». Отличилась Мария Ласицкене. 
Загорулько: Если не ошибаюсь, Маша выиграла перед ЧМ пятнадцать стартов подряд, поэтому в ее успехе даже не сомневался. Она из когорты спортсменов-победителей. Подобное качество невозможно натренировать. 

культура: Федерацию еще не восстановили в правах. Дошло до того, что запрещали рингтон с российским гимном на мобильниках. Какая атмосфера царила внутри команды? 
Загорулько: Великолепная! Сборная показала абсолютное единение и взаимную поддержку. Cамый яркий пример — Дарья Клишина, к которой проникся истинной симпатией. Многие на нее махнули рукой. Считали, что она решает исключительно свои проблемы. И у меня порой возникали такие мысли. Сплошные фотосессии, автографы, интервью. На деле же она оказалась душой команды. Отпрыгав сама, приходила на стадион. В заключительный день соревнований, когда Лысенко отправился на разминку, Клишина ко мне обратилась: «Евгений Петрович, можно поговорю с Даней, пожелаю удачи, напутствия дам». Я разрешил. Так Даша ему очень красивые слова сказала, за что ей отдельно благодарен. Поддержка со стороны товарищей по сборной — очень важный фактор. 

культура: Если бы состав был полноценным, смогли бы завоевать больше наград? 
Загорулько: В Лондон приехали сильнейшие. Обидно, но за ними почти никого нет. 

культура: Трудно спорить. Возможно, только олимпийский чемпион–2012 в прыжках в высоту Иван Ухов мог претендовать на медаль.
Загорулько: Это единственное исключение. Даже не хочу думать, что будет, если кто-то из нашей элиты получит травму. Просто не найдем замену. Сборная ехала на старт в Лондоне, как на последний бой. Вспоминаю 18-летнего ходока Сергея Широбокова. Очень хорошо шел на «двадцатке», даже лидировал, потом немного сбавил. Но вижу, с характером парень, огромное желание взойти на пьедестал. И он на зубах вырвал второе место.

культура: Как реагировали местные зрители на выступление наших атлетов?
Загорулько: Вполне адекватно. Представителей разных стран поддерживали примерно одинаково. Злости и агрессии точно не было. А как вздыхал стадион, когда Данил сделал три попытки, очень близкие к удачным, на высоте 2 м 35 см.

культура: Отечественная легкая атлетика переживает непростые времена. Как можно вывести ее из пике?
Загорулько: Прежде всего, надо меньше говорить и начать работать, засучив рукава. Следует полностью пересмотреть программу подготовки. Очень нужно поменять руководство. Считаю, весь главный тренерский штаб покрыт плесенью. Скажем, зачем вызывать на сборы по 300–350 человек? В спринте считается, что на женской стометровке результат 11,60 очень хороший. И это при мировом рекорде более чем на секунду быстрее. С такими показателями даже на континентальном первенстве финальный забег не светит. А мы их вызываем. Причем не одну или двух, а десяток. 

культура: В свое время у нас были прекрасные стайеры. Достаточно вспомнить Владимира Куца и Петра Болотникова. Рекорд страны Валерия Абрамова на 5000 метров держится три десятка лет... 
Загорулько: Давно пора что-то менять. Только не так, как было однажды заявлено: мол, купим у Кении и Эфиопии бегунов, и они будут за Россию побеждать. Надо своих выращивать. Для начала давайте возродим в регионах кроссы. В свое время популярностью пользовались забеги на призы газеты «Правда» с финалами на московском ипподроме. О них сейчас забыли. Но ведь именно оттуда вышли многие известные мастера.

культура: В качестве спортсмена Вы успешно выступали в десятиборье, однако закончили карьеру в 23 года. Что произошло? 
Загорулько: В 1960-е только появились новые — фиберглассовые — шесты. Мы стали их осваивать. Сначала все шло хорошо, но потом на одной из тренировок упал на металлическую стойку, установленную на высоте 2 м 70 см. Получил тяжелые травмы, о выступлениях на серьезном уровне пришлось забыть. 

культура: Как пришла мысль податься в тренеры?
Загорулько: Жизнь меня помотала по одной шестой части суши, пока сам занимался спортом. Видел многих наставников. Серьезных среди них единицы. Большинство же подавало не лучший пример воспитанникам. Решил сделать все от меня зависящее, чтобы изменить ситуацию. 

культура: Вы специализировались на многоборье, но стали тренировать прыгунов в высоту. Почему? 
Загорулько: Все получилось само собой. Был у меня первый набор, дети 13–14 лет. Очень скоро один из них вымахал до 190 см. Звали парня Миша Степанов. Через некоторое время он уверенно прыгнул на 2,05. А дальше пошло по накатанной.

культура: О десятиборье пришлось забыть?
Загорулько: В 1958-м переехал в Московскую область в район Сетуни. Там маленький зальчик «Искра». Для занятий десятиборьем явно не приспособленный. А «высота» у меня уже пошла. Параллельно готовил прыгунов тройным и в длину. Мне везло, поскольку судьба сводила с очень талантливыми людьми. 

культура: Ваши ученики побеждали на многих крупных турнирах, включая Олимпийские игры. Наверняка хватало и забавных эпизодов. Вспомните самые примечательные?
Загорулько: Далеко ходить не надо. На Олимпиаде-2012 в Лондоне произошла нестандартная ситуация. Иван Ухов, взяв очередную высоту, снял майку и бросил на сумку. А когда снова подошла его очередь выходить в сектор, формы на месте не оказалось. 

культура: Обычно спортсмены находятся рядом с вещами. И следят за ними внимательно.
Загорулько: В это время главные соперники Вани затеяли тактическую борьбу. Стали переносить планку на большие высоты. Ухов за манипуляциями конкурентов внимательно следил и, естественно, отвлекся. Нависла реальная угроза дисквалификации. Атлетам из других стран такая ситуация играла на руку. Тогда Андрей Сильнов, который уже завершил выступления, снял с себя майку и отдал товарищу. 

культура: На форме есть номера, они вносятся в протокол. Как решили эту проблему? 
Загорулько: Ребята у нас рукастые. Все сделали как надо. Никто и не заметил. Самое интересное, что Сильнов отдал майку, в которой победил на Играх-2008 в Пекине. Таким образом, в ней выигрывали разные спортсмены на двух Олимпиадах. Уникальный сувенир, подобного больше нет нигде в мире. 


Фото на анонсе: Михаил Мокрушин/РИА Новости