Софья Великая: «После Рио нет отбоя от подростков, желающих записаться в «мушкетеры»

Борис ТИТОВ

21.09.2016

После триумфального выступления на Олимпиаде-2016 отечественные фехтовальщицы нарасхват. Но пора и отдохнуть. Капитан сборной России Софья Великая, например, отправляется на Сардинию. А перед самым отъездом нашла время, чтобы побеседовать с корреспондентом нашей газеты.

культура: Игры в Пекине и Лондоне были не самыми урожайными: в 2008 году фехтовальщики добыли всего одно «золото», в 2012-м — два «серебра» и «бронзу». За счет чего произошел взлет в Рио?
Великая: Безусловно, это итог совместной работы федерации, Министерства спорта, тренеров, атлетов и специалистов сборной в минувшем четырехлетии. Но, пожалуй, главным творцом побед можно назвать председателя попечительского совета ФФР и президента Международной федерации фехтования Алишера Бурхановича Усманова. Как результат — четыре «золота», «серебро» и две «бронзы» в Бразилии. И это не одномоментная вспышка. Последние три года сборная России стабильно выступает на всех соревнованиях. Мы регулярно выигрывали командные зачеты на чемпионатах мира, которые предшествовали Олимпиаде.

культура: Тем не менее на помосте Рио россияне добились успеха не во всех видах оружия.
Великая: Действительно, у команды шпажистов на этот раз лишь бронзовые медали в соревнованиях женщин. Хотя до этого наши девчонки дважды первенствовали на олимпийских турнирах. Предварительные выводы федерация уже сделала, в тренерском штабе произведены перестановки. Надеюсь, это принесет плоды на следующих Играх в Токио. А главный итог побед — скачкообразный рост зрительского интереса к нашему виду спорта. В школах и секциях фехтования сейчас нет отбоя от ребят и девчат, желающих записаться в «мушкетеры».

культура: В сборной России трудятся иностранные специалисты — так, саблистов возглавляет француз Кристиан Бауэр. Как Вам с ним работается?
Великая: Мы давно знаем друг друга. Он пришел в 2010-м. Период «притирки» был довольно трудным, но мы смогли преодолеть все шероховатости. Бауэр требует от нас отдавать все силы и время шлифовке мастерства, и сам при этом выкладывается по полной. И уже из Лондона-2012, если помните, я привезла «серебро». Что касается нынешней Олимпиады, на ней наша команда выступила более чем достойно. Яна Егорян завоевала две золотые медали — в личном и командном турнирах. У меня командное «золото» и личное «серебро». Значит, все было сделано правильно.

культура: У зарубежного тренера есть какие-то особые педагогические приемы?
Великая: Во-первых, он фанатик фехтования. Во-вторых, Кристиан никогда не стоит на месте. Постоянно ищет какие-то новые способы тренировки и психологического настроя, учитывает мельчайшие нюансы, которые могут повлиять на подготовку и результат. Это и питание, и сон, и даже твой круг общения, чем занимаешься в свободное время. Вместе с тем Бауэр ни в коем случае не вмешивается в личную жизнь, а пытается объяснить, что нужно для достижения цели.

культура: Объясняет по-французски?
Великая: На первых порах у нас был замечательный переводчик, но после лондонской Олимпиады мы с тренером стали общаться на английском. Меня это очень дисциплинирует. На чужом языке не скажешь лишнего, говорим только по существу. Хотя, с другой стороны, иногда нам, русским людям, страшно хочется развернуть тему, что называется, поплакаться в жилетку. Однако словарный запас накладывает ограничения. Мы с этим справляемся, хорошо понимаем друг друга. Вообще в сборной России интернациональная бригада. У нас старший тренер — француз, в других видах оружия — итальянцы. Много отечественных специалистов, в том числе главный тренер — олимпийский чемпион 1988 и 1996 годов Ильгар Мамедов.

культура: Как сегодня относятся к российским фехтовальщикам в мире?
Великая: Уважительно, на мой взгляд. Если раньше из-за незнания языка мы почти не общались с иностранными атлетами и тренерами, а ограничивались скупыми приветствиями, то теперь никакого барьера нет — подучились. Да и у самого Бауэра громадный авторитет в международном фехтовании. Кажется, он может решить любую проблему мирового уровня. Мы регулярно устраиваем совместные сборы с командами из разных стран, вместе проводим досуг. Подобная «народная дипломатия» здорово способствует взаимопониманию и развитию нашего вида спорта.

культура: В Бразилии по отношению к россиянам не было всплесков негатива на трибунах? Или вы не слышите болельщиков во время соревнований?
Великая: Наоборот, меня лично зрители здорово заводят. В Рио попечительский совет нашей федерации привез 130 любителей фехтования из России, которые очень дружно за нас переживали. Вместе с сочувствующими бразильцами им удалось перекричать американские и французские трибуны. Мы слышали эти баталии, и после соревнований всегда говорили спасибо фанатам. Благодаря им чувствовали себя как дома.

культура: А что помешало нашим мужчинам-саблистам добиться такого же триумфа? На горизонте нет новых Поздняковых и Колобковых?
Великая: Станислав Поздняков и Павел Колобков — уникальные спортсмены. Как и Марк Ракита, Виктор Кровопусков... В составе олимпийской сборной в Рио выступали тоже очень сильные фехтовальщики, чемпионы мира Алексей Якименко и Николай Ковалев. Мы не без оснований могли рассчитывать не просто на призовые места, но на победу кого-то из ребят. Они мастера высочайшего уровня, были прекрасно готовы. Но что-то не сложилось. Возможно, не справились с прессингом.

культура: Был момент, когда собирались натурализовать кого-то из иностранцев, чтобы в сборной России появился крепкий третий номер.
Великая: Эта история началась с того, что спортсмены и тренеры из Питера и Новосибирска решили, что им будет проще заниматься в своих залах, а не выезжать на централизованные сборы. Действительно, сборникам, которые живут не в Москве, психологически очень тяжело месяцами не бывать дома. Они так и сделали, но остальные остались без достаточного количества сильных спарринг-партнеров. Тогда и родилась идея натурализации зарубежных фехтовальщиков. К счастью, это не понадобилось. Мы и сами показали прекрасный результат на чемпионате мира в Москве. А те, кто тренировался отдельно, в итоге вернулись на централизованную подготовку к Играм-2016.

культура: Как отметили олимпийские победы?
Великая: Нас очень тепло встретили в Москве. В аэропорт приехали близкие, болельщики, журналисты. Родной ЦСКА сердечно меня поздравил. А семья заказала столики в ресторане. Был приятный вечер. Однако искупаться в эйфории, оторваться от земли не позволяют материнские заботы. У нас с мужем (олимпийским чемпионом 2004 года по греко-римской борьбе Алексеем Мишиным. — «Культура») маленький сын, который требует постоянного внимания.

культура: А потом — подготовка к Токио-2020?
Великая: Намерение выступить на четвертых для меня Олимпийских играх есть. Но окончательное решение о продолжении карьеры приму после отпуска. Возможно, в ноябре.