Формула Сочи

Дмитрий ЕФАНОВ

12.05.2016

Чемпионат мира по автогонкам в классе «Формула-1» наряду с футбольным мундиалем и летней Олимпиадой входит в тройку наиболее рейтинговых соревнований планеты. Раньше отечественные любители автоспорта, за исключением отдельных счастливчиков, могли наблюдать за соперничеством лучших пилотов только по телевизору. В 2014-м у России появился собственный Гран-при. Сочинский этап собрал полные трибуны и был признан лучшим по организации. Дебютный успех удалось превзойти в нынешнем сезоне благодаря переносу мероприятия с октября на май, что позволило привлечь рекордное число поклонников «Ф-1». 

Коммерчески успешным продуктом «королевские гонки» сделал британец Берни Экклстоун. Бывший пилот и владелец команды пришел к власти в начале 80-х и сразу начал выстраивать отношения с телевидением и спонсорами. За время правления Берни «Ф-1» стала самым дорогим и технологичным видом спорта с годовым оборотом в миллиарды долларов. 

С первых шагов на посту босса «Больших призов» Экклстоун старался уходить от сложившихся годами стереотипов. Уже тогда он задумал превратить междусобойчик представителей Западной Европы в чемпионат планетарного масштаба. Будучи опытным бизнесменом, англичанин занялся поиском новых «рынков сбыта» для своего шоу. И в первую очередь обратил взгляд на восток, загоревшись идеей провести Гран-при СССР. Причем строительство стационарного автодрома не требовалось, трассу планировалось проложить вдоль стен Кремля.

«Престиж Гран-при «Формулы-1» сравним с летними Олимпийскими играми, — писал Экклстоун в официальном обращении к товарищу Брежневу. — Каждая гонка транслируется по телевидению в 40 странах для 300 миллионов зрителей в прямом эфире, и еще 400 миллионов могут посмотреть соревнования в записи. Другой плюс мероприятия заключается в возможности проводить его ежегодно на одном и том же месте».

Генсеку идея понравилась. В зарубежной прессе даже появилась информация, что в 1983-м Гран-при СССР заменит голландский этап «Формулы-1». Но грандиозным планам не суждено было сбыться. В ноябре 1982-го Брежнев, сам заядлый автомобилист и некогда любитель погоняться, скончался — вместе с ним умерла и данная идея. 

Неутомимый Берни реализовал мечту о Гран-при в Восточной Европе спустя три года в Будапеште, однако и о нашей стране не забыл. В 90-е с началом регулярных трансляций популярность «Ф-1» в кругу спортивных болельщиков заметно возросла, многие жертвовали сном, чтобы рано утром или ночью посмотреть гонки, проводимые на других континентах. 

Экклстоун уловил рост интереса к своему детищу и снова забросил удочку. Буквально каждый год рождались проекты строительства современного автодрома в различных городах России, но чаще дело ограничивалось разговорами. Самый реальный вариант возник в начале нулевых. Трассу планировалось сделать на юге Москвы в Нагатинской пойме. Результат предприятия зависел от решения тогдашнего мэра столицы Юрия Лужкова. Градоначальник долго не мог определиться и в конечном итоге дал отбой.

— Помню, как мы пытались организовать гонки в Москве, — делится Берни Экклстоун. — Много работали с мэром. Далеко продвинулись. Все застопорилось из-за коммерческих проблем. Лужков не смог смириться с предполагаемыми расходами. Был вариант и с Петербургом. Однако там люди испугались, что шум, производимый болидами, повредит атмосфере города. В конечном счете никто не понимал, что может дать «Формула-1». Нужен был человек, который скажет «да» или «нет».

Таким человеком, как нетрудно догадаться, стал Владимир Путин. По личной инициативе президента в России появился автодром мирового класса. Диванные эксперты, скептически оценивавшие подобный шаг и скрупулезно подсчитывавшие затраты, теперь стыдливо помалкивают, как и после грандиозного успеха Сочи-2014. Ведь благодаря проведению столь значимых соревнований престиж страны в мире растет, резко увеличивается число туристов в период «межсезонья», в том числе и зарубежных, что приводит к возникновению дополнительных рабочих мест. Причем, в отличие от Олимпиады, Гран-при проходит ежегодно. 

Побывав в Сочи, корреспондент «Культуры» лишний раз убедился, что это лучшее место для «королевских гонок». Трасса органично вплетена в пределы Олимпийского парка, и таким образом на Гран-при работает вся инфраструктура, построенная к Играм: дороги, гостиницы, аэропорт, железнодорожное сообщение. 

Кроме того, российский этап в лучшую сторону отличается от аналогичных в Европе и на Ближнем Востоке, где автодромы зачастую строят в чистом поле, и людям, кроме заездов, элементарно не на что посмотреть. Другое дело Сочи. Помимо многочисленных шоу в рамках самого мероприятия за время гоночного уикенда гости имеют возможность познакомиться со знаменитыми олимпийскими объектами, вдоль которых проложена трасса, а также заглянуть в «Сочи парк» — наш ответ Диснейленду. Поклонники активного отдыха могут махнуть в горы, где на вершинах лежит снег, а любители погреться на солнышке без труда найдут места на пляже. Еще есть океанариум, дельфинарий, аквапарки...

Именно подобный набор услуг привлекает в олимпийскую столицу десятки тысяч болельщиков. Приехать на Гран-при России — это круто. О таком не стыдно рассказать друзьям. Для удобства организаторы бесплатно ламинировали билеты и выдавали ленточки, чтобы можно было повесить пропуск на шею. Многие предпочитали не снимать опознавательные знаки даже в городе или на набережной. Люди с гордостью носили аккредитации, подчеркивая свою вовлеченность в грандиозный праздник.

— Сочи в его нынешнем виде — курорт, который должен жить в режиме пиковой нагрузки как минимум восемь месяцев в году, — пояснил «Культуре» промоутер Гран-при России Сергей Воробьев. — Инфраструктура, возведенная к зимним Играм, пользуется огромным спросом, в том числе из-за «Ф-1». Несколько лет назад этап «Больших призов» в нашей стране многим казался утопией. Сейчас скептиков не осталось. Автодром стал центральным объектом Олимпийского парка. 

Безупречную организацию российского этапа Международная федерация автоспорта отметила специальным призом, но не меньше хвалебных слов заслуживает и работа устроителей соревнований по привлечению зрителей. Предложения есть на любой кошелек. Всего в продажу поступило порядка 60 000 билетов. Цены на временные трибуны, расположенные в самых интересных поворотах, варьировались от 8300 до 15 300 рублей. Тем, кто хотел непременно увидеть красочную церемонию открытия, работу механиков в боксах и награждение победителя и призеров, предлагали заветные квитки на Главную трибуну. Цены тут «кусались» — от 18 800 рублей.

Суммы внушительные, однако стоит подчеркнуть, что за эти деньги человек получает свободный доступ в Олимпийский парк на весь уикенд, а не только на двухчасовой заезд в воскресенье. Три насыщенных дня включают свободные заезды, квалификацию, многочисленные гонки поддержки. Кроме того, болельщикам предлагается обширная развлекательная программа: выступления популярных исполнителей, конкурсы, автограф-сессия пилотов и так далее. 

В то же время организаторы понимают, что даже с учетом вышесказанного цены аховые, поэтому приходится придумывать разного рода ходы для привлечения широкой аудитории. В частности, до 15 апреля действовала акция «Возвращайся на Гран-при России»: побывавшие на гонке в прошлом сезоне могли приобрести билеты с небольшой скидкой. Для маломобильных групп населения стоимость и вовсе снизили на... 90 процентов. Наиболее дорогой квиток стоил 2400 рублей.

— Один из основных ресурсов, использованный нами для увеличения посещаемости, — это зона свободного размещения, — продолжает раскрывать секреты Воробьев. — Сейчас она способна принять в два раза больше людей. Туда продаются самые доступные билеты — пять тысяч рублей на три дня. Плюс совместно с гостиницами делаем пакетные программы: за 16 000 два человека покупают билеты и номер в отеле. Вариант для тех, кто хочет бюджетно съездить на Гран-при, при этом получив доступ в F1 Village, на концерты, а также пользоваться скидками на посещение других мероприятий, проходящих в городе. 

Неудивительно, что с каждым годом число охотников побывать на Гран-при стремительно растет. Люди едут со всей страны — из Москвы, Питера, Владивостока, Хабаровска, Иркутска, Новосибирска, Магадана, Ханты-Мансийска. О соседних регионах даже не стоит говорить. Прибывают семьями, с маленькими детьми, с пожилыми родителями...

К слову, если раньше россияне преимущественно болели за «Феррари», то теперь маятник симпатий качнулся в сторону «Ред Булла». Куртки и кепки команды с надписью «Даниил Квят» пользовались в специализированных магазинах особой популярностью. К сожалению, после гонки они стали раритетом. Боссы австрийской «конюшни» не простили молодому пилоту двойного столкновения с четырехкратным чемпионом мира Себастьяном Феттелем. Во втором случае пострадал и партнер Квята по команде австралиец Риккьярдо. Даниил продолжит выступать в «Ф-1», но за дочерний коллектив «Ред Булла» — «Торо Россо». В гоночном мире такой шаг мало кто одобрил.

— Серьезно? Один неудачный старт — и Квята выгоняют из команды, — удивился экс-чемпион мира Дженсон Баттон. — А как же его пьедестал в Китае на предыдущем этапе?..

Болельщики на трибунах встрепенулись, когда на автодром прибыл кортеж президента России. Владимир Путин тепло поприветствовал Берни Экклстоуна и наградил победителя — Нико Росберга из «Мерседеса».

— Замечательно, что Путин находит время и приезжает на Гран-при, хотя постоянно находится под давлением, — заявил Экклстоун. — Я  восхищаюсь им. Он человек, который должен управлять Европой. Президент России делает то, что считает правильным, и отстаивает свою позицию. Забудьте о контрактах. Мы задержимся на столько, на сколько мистер Путин захочет. 

«Старый лис» Берни может не волноваться. «Ф-1» в нашей стране всерьез и надолго. Благодаря ежегодному проведению Гран-при Россия лишний раз напоминает миру, что способна регулярно организовывать соревнования планетарного масштаба. По словам Сергея Воробьева, в планах на 2020 год увеличить посещаемость до 100 000 зрителей. Те, кто побывал в Сочи на «королевских гонках», в подобный прогноз поверят легко.