Вячеслав Екимов: «Подготовка к Олимпиаде — это ежедневная пахота на износ»

Дмитрий ЕФАНОВ Александр ЛЮБИМОВ

04.02.2016

4 февраля исполнилось 50 лет трехкратному олимпийскому чемпиону по велоспорту Вячеславу Екимову — уникальному спортсмену, одинаково успешно выступавшему на шоссе и треке. Некоторые рекорды лучшего велогонщика в истории страны до сих пор не побиты. Екимов нашел себя и по окончании спортивной карьеры, заняв должность генерального менеджера в сильнейшей отечественной команде — «Катюше». Рабочий день успешного руководителя расписан по минутам, но ради беседы с корреспондентами «Культуры» выдающийся мастер отвлекся от текущих дел. 

культура: Для советских детей одним из самых желанных подарков на день рождения считался велосипед. В 90-е приоритеты поменялись. Снизилась и популярность профессионального велоспорта. В наши дни ситуация столь же плачевная?
Екимов: Свою роль сыграла автомобилизация населения. Люди стали активно покупать машины, а велик как средство передвижения ушел на второй план. Но потихоньку ситуация меняется. Народ устает от многочасового стояния в пробках. Особенно в больших городах, где постепенно возвращается мода на велосипедные прогулки. В той же Москве регулярно появляются велодорожки. Все новое — это хорошо забытое старое. При каждом удобном случае стараюсь доносить до молодежи, что велоспорт — это круто! 

культура: Возможно, кто-то из молодых и дерзких сможет замахнуться на Ваш рекорд в престижной часовой гонке, который держится тридцать лет…
Екимов: Надеюсь, не придется ждать еще столько же. Способные ребята есть, но им сейчас нужно думать не о рекордах, а о грядущей Олимпиаде в Рио. 

культура: С высоты уникального олимпийского опыта какие советы даете российским велогонщикам накануне главного старта четырехлетия? 
Екимов: Наверное, я вас удивлю, но, чтобы успешно выступить на Играх, о них не надо думать. У большинства ведущих велопрофи на шоссе подготовка идет через работу в команде Мирового тура, что подразумевает ежедневную пахоту на износ и задачу по достижению максимального результата на каждом этапе многодневки. В таком графике нет времени на размышления. Стоит забить голову мыслями о важности Олимпиады — и обязательно проиграешь. Конечно, с точки зрения спортивного наследия — Игры уникальное явление. Олимпиада порождает чувство ответственности перед страной и своей командой. Но в определенный момент надо от всего дистанцироваться и сосредоточиться на планомерной подготовке к конкретному старту. На моем примере видно, что подобный метод работает. 

культура: Между Вашим первым и последним олимпийским «золотом» огромная дистанция — шестнадцать лет. Какая из побед наиболее памятна?
Екимов: Не хочу расставлять их по ранжиру. В Сеуле-88 вместе с товарищами представлял великую сборную СССР, которую все считали фаворитом. Мой дебют вышел на славу. В 2000-м в Сиднее от меня не ждали подвигов, а я всех удивил в индивидуальной гонке на шоссе. Через четыре года в Афинах хотел доказать неслучайность австралийского успеха. Тем более за меня приехали поболеть жена Ирина и сын Слава. В 38 лет в третий раз победить на Олимпиаде на глазах близких людей — дорогого стоит. 

культура: Согласны, что существенную лепту в Ваши успехи внес знаменитый тренер Александр Кузнецов?
Екимов: С этим сложно спорить. Он очень многое мне дал. Научил азам, заставил поверить в собственные силы. Александр Анатольевич всегда ставит перед собой и подопечными максимальные задачи. Кстати, его семья принесла много славы отечественному спорту. Супруга Галина Царева шестикратная чемпионка мира. Сын Николай побеждал на первенстве планеты и брал «серебро» на Олимпиаде-96 в Атланте. Дочь Светлана пошла своем путем и добилась больших успехов в теннисе. 

культура: Вы несколько лет выступали в одной профессиональной команде с американцем Лэнсом Армстронгом, семикратным победителем легендарной многодневки «Тур де Франс». Позднее его поймали на допинге, лишили всех титулов и пожизненно дисквалифицировали. Спрашиваем прямо — уличали его в «нечестной игре»?
Екимов: Лично я никогда не видел Армстронга, употребляющего допинг. Американец всегда жил один, и к нему никто не был вхож без дополнительного разрешения.

культура: Несколько известных профи утверждают, что видели, как Лэнс баловался запрещенными препаратами.
Екимов: Если они видели нечто подобное, то в мое отсутствие.

культура: Французская пресса писала, что многочисленные успехи Армстронга многим не давали покоя и допинговую войну затеяли конкуренты…
Екимов: Не хочу это комментировать. Добавлю лишь одно: в свое время, когда Армстронг пытался реагировать на каждый выпад в свой адрес, я говорил ему: «Не зли мир. Ты один пытаешься плевать против ветра. Представь — однажды все плюнут в тебя и тогда ты утонешь». 

культура: Многочисленные допинговые скандалы нанесли серьезный удар по велоспорту — болельщики отвернулись, спонсоры ушли. Есть выход из сложившейся ситуации? 
Екимов: В последние годы допинговый вопрос стал менее актуальным. Работа, проведенная в данном направлении, дала свои плоды.

культура: В чем она заключается?
Екимов: Существенно ужесточился контроль со стороны антидопинговых структур. Спортсмены убедились в неотвратимости наказания. Кроме того, подмоченная репутация велоспорта лишила его существенной части денежных вливаний. Как только проблема допинга поставила на уровень выживания не одну-две команды, а весь вид спорта, ею стали заниматься сообща. То, как сейчас борются с допингом в велоспорте, можно ставить в пример любым федерациям. У Международного союза велосипедистов давние и устоявшиеся контакты с WADA, поэтому велогонщики имеют биологические паспорта. 

культура: Глава о допинге могла бы занять достойное место в Вашей книге. Когда планируете засесть за рукопись?
Екимов: Идею подкинули знакомые. Есть что рассказать по итогам богатой карьеры — профессиональные секреты, взаимоотношения с соперниками, забавные истории. На небольшой томик вполне можно насобирать. Но пока все на уровне задумки, поскольку регулярная занятость не позволяет предаваться ностальгии.