Евгений Коротышкин: «Рассчитывать на ошибки других — последнее дело»

Александр ЛЮБИМОВ

12.01.2016

1 февраля стартует чемпионат Москвы по плаванию. Впервые на соревнованиях в качестве президента столичной Федерации будет присутствовать многократный рекордсмен мира Евгений Коротышкин. Он заступил на новую должность накануне Нового года. В беседе с корреспондентом «Культуры» прославленный спортсмен рассказал о проблемах любимого вида спорта, соперничестве с легендарным Майклом Фелпсом и дал прогноз на предстоящие Олимпийские игры в Рио.

культура: Вы заступили на новую должность незадолго до Нового года. Уже наметили конкретные планы?
Коротышкин: С программой определился. Осталось расставить приоритеты. Сложно поверить, но раньше Федерация не была аккредитована в Москомспорте! В декабре данное упущение исправили. Работы непочатый край. Ощущается резкий кадровый голод. Не хватает квалифицированных специалистов, в первую очередь тренеров. Многие наставники работают по явно устаревшим стандартам 80-х. Некоторые же думают, что добиться успеха можно только с помощью фармакологии. Но это далеко не так. На сегодня разработаны качественные методики, программы физического воспитания и тренировочного процесса, которые по непонятным причинам игнорируются. Я в плавании больше двадцати лет, семь из них в качестве капитана национальной команды и хорошо знаю все болевые точки. 

культура: Первостепенная задача — привлечение детей в секции?
Коротышкин: Не секрет, что многие отправляются в бассейн поправить здоровье. Подобный порыв можно только приветствовать. Плавание действительно помогает тем, кто имеет проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Но, если говорить о спорте высших достижений, следует подумать, как привлечь к занятиям здоровых ребят, которые в перспективе смогут отстаивать честь страны на международной арене. Необходимо создать массовость и повысить конкуренцию, ведь она во все времена являлась двигателем прогресса. Также нужно внимательно следить за переходом с детского на юниорский, а затем и взрослый уровень. Именно на этих этапах существует повышенный риск потери талантливых ребят. Для решения поставленных задач необходимо привлекать дополнительные интеллектуальные и финансовые ресурсы. Со своей стороны постараюсь сделать все необходимое, чтобы возродить славные традиции столичного плавания.

культура: Что больше всего впечатлило в ушедшем 2015-м?
Коротышкин: Чемпионат мира в Казани. Грандиозный праздник. Впервые плавательные бассейны разместили на суперсовременном футбольном стадионе. Бывал на многих первенствах планеты, но подобной организации нигде не видел. Уровень Олимпийских игр — не меньше. К сожалению, немного подкачали наши атлеты, недобрали медалей. Могли выступить лучше. Быть может, отрицательную роль сыграл эмоциональный фактор. Слишком волновались, хотели продемонстрировать рекордные показатели на домашнем турнире, но перегорели. Тренеры тоже не обошлись без ошибок. 

культура: В Рио российские пловцы исправятся?
Коротышкин: Прогнозы — самое неблагодарное занятие, можно легко сесть в лужу. Есть объективные данные, но всегда следует учитывать целый ряд обстоятельств. Предварительно на медали могут претендовать Юлия Ефимова и Владимир Морозов.

культура: И все?!
Коротышкин: При определенном раскладе способны дать результат Гречин, Фесиков, Костин, Чупков, Зуева. Особая надежда на эстафетные заплывы. 

культура: На предыдущих Играх в Лондоне Вам единственному из мужской команды удалось завоевать медаль в индивидуальном заплыве…
Коротышкин: «Серебро» Олимпиады — вершина моей карьеры. На стометровке баттерфляем уступил только непобедимому Майклу Фелпсу. В тот год меня признали лучшим пловцом России.

культура: Хорошая компенсация за неудачу в Пекине-2008. Правда, что хотели закончить со спортом после китайской Олимпиады?
Коротышкин: Было обидно после побед на чемпионатах мира и Европы остаться с «пустыми карманами». Начал искать другую работу. Поехал на Кубок Сальникова и не сомневался, что в Питере проведу последний старт в карьере. Но все изменилось после случайной встречи с сербом Милорадом Чавичем, уступившим в Пекине в борьбе за победу Фелпсу 0,01 секунды. Он предложил тренироваться вместе и побить американца на Играх в Лондоне. Обретя мотивацию, с удвоенной энергией приступил к тренировкам. Работал в Италии под руководством Андреа Ди Нино, который неоднократно признавался, что любит сотрудничать с российскими пловцами. До сих пор поддерживаем теплые отношения.

культура: Работали на износ?
Коротышкин: За неделю до Игр ходил с перебинтованными руками, но физическая боль отступала под напором эмоциональных переживаний. В Лондоне был предельно сконцентрирован. Другие ребята «кайфовали», как они говорили: «Мы же в Лондоне!» Посещали фотосессии, делали селфи, раздавали автографы. Я же понимал, что приехал на свою последнюю Олимпиаду и другого шанса взять медаль не представится. Сказал сам себе: никаких лишних эмоций, только точный расчет и выверенная стратегия, энергию нужно экономить. Старался не совершать лишних телодвижений. Полностью подчинил себя поставленной задаче. 

культура: Могли обойти Фелпса в борьбе за победу?
Коротышкин: Позже смотрел видео финала. Все плывут одной стеной. Кто будет первым, не ясно. Наверное, мог победить, если бы Фелпс «промахнулся» мимо финиша. Но рассчитывать на ошибки других — последнее дело. В любом случае осуществил мечту — стал олимпийским медалистом. Показал молодым товарищам, что можно попасть в призеры, даже стартуя с невыгодной восьмой дорожки. Всегда придерживался принципа: пока не коснулся бортика бассейна, ты не проиграл. В это надо верить до самого финиша.