Николай Балбошин: «Древко знамени было в виде четырехметровой железной трубы»

Дмитрий ЕФАНОВ

15.07.2015

Выдающийся борец Николай Балбошин дважды удостаивался чести шествовать c флагом страны во главе национальной команды — в Монреале-76 и Москве-80.

культура: Какие чувства испытывает знаменосец на домашней Олимпиаде?
Балбошин: Словами сложно описать. Идти во главе команды на открытии Игр — почетно для любого спортсмена, тем более, когда за твоей спиной представители великой державы. 

культура: Баскетболист Сергей Белов рассказывал, что на последнем этапе эстафеты олимпийского огня думал только об одном: как бы не упасть...
Балбошин: И я за него переживал (смеется). Достаточно споткнуться, и впечатление от церемонии будет смазанным. Тем более, он бежал в горку. Сергей молодец — справился. Я хорошо его понимал. В такой ситуации ответственность запредельная. Внимание официальных лиц, зрителей, журналистов полностью сосредоточено на тебе. Как во время войны — первый выстрел в знаменосца... 

культура: На большинстве Олимпиад знаменосцев выбирали из представителей силовых видов спорта. Олимпийский флаг настолько тяжелый?
Балбошин: В Москве древко было в виде четырехметровой железной трубы. В одной руке его практически невозможно пронести. Попробуйте — просто вытяните вперед пустую руку и начните двигаться. Она затечет уже через сто метров. В Монреале в 76-м за мной шел председатель Государственного комитета по физической культуре и спорту Сергей Павлов. Спросил у него, как лучше нести флаг — в одной или двух руках. Он ответил: «Не принципиально. Главное, нельзя перекладывать древко из одной в другую». 

До меня знаменосцами были тяжелоатлеты, и они жаловались, что рука затекает к концу круга. Штангисты ребята взрывные, но не такие выносливые, как борцы. До стадиона шли километра три, и было время потренироваться. В итоге пронес флаг без приключений. Кстати, на первой Олимпиаде, в которой принимала участие сборная СССР (Хельсинки-52), знаменосцем был силач-гиревик Яков Куценко. В соревнованиях ему выступить не дали, опасались, что проиграет. Вот такое значение придавали, казалось бы, формальной процедуре. Я в Монреале боролся и победил всех соперников чисто. В заключительной встрече с американцем мог не напрягаться, но это не в моем характере. К тому же пришли поляки, попросили выиграть. В случае моего успеха их соотечественник обходил янки в борьбе за «бронзу». Помог товарищам трудящимся, положил парня из США на лопатки. 

культура: В Москве все сложилось не так удачно...
Балбошин: Порвал ахиллово сухожилие во второй схватке. Зоя Сергеевна Миронова, заведующая ЦИТО, сказала: «Ты просто измочалил связки». Нас ведь учили не обращать внимание на боль, травмы. Выходили выступать на уколах, не жалели себя. А любые повреждения надо лечить. Сейчас это хорошо понимаю. Поднимаюсь на любой выступ, и нога сразу уходит в сторону, боковые связки не держат. 

культура: Одновременно с травмой Олимпиада для Вас закончилась?
Балбошин: Напротив. После операции лежал в гипсе, свободного времени навалом. Впервые посмотрел Олимпийские игры в полном объеме. Переживал за наших ребят, радовался победам. Но грустные мысли не оставляли. Годом ранее без проблем победил на чемпионатах мира и Европы. Специалисты заранее отдавали мне золотую медаль на московской Олимпиаде. Накаркали. Похожая история случилась накануне  Мюнхена-72, тогда я получил травму еще в ходе подготовительного периода. В 84-м в Лос-Анджелес не поехал из-за бойкота. Таким образом, из возможных четырех золотых медалей взял только одну. Но жаловаться не буду, многие выдающиеся борцы неоднократно выигрывали мировое первенство, а олимпийскими чемпионами не становились. У каждого своя судьба. Победа на Олимпиаде — вершина карьеры любого спортсмена. Я ее достиг. 

культура: В последние годы борьба переживает непростые времена. Ваш вид спорта едва не исключили из программы Олимпийских игр...
Балбошин: За эти волнения спасибо надо сказать Рафаэлю Мартинетти. Когда швейцарец возглавил Международную федерацию, наши парни выигрывали по пять-шесть золотых медалей на крупных соревнованиях. Мартинетти не скрывал своей нелюбви к России и стал вставлять палки в колеса. Выдумал новые правила, которые превратили борьбу в фарс. Исход поединков решало не мастерство атлетов, а судьи, выносившие абсурдные предупреждения. Не секрет, что представители многих команд ездили на турниры с чемоданами денег. Спортивный принцип задвинули на второй план.

культура: Зрелищность тоже пострадала.
Балбошин: Верно. В наше время на ковре каждую минуту случались красивые захваты, броски. Работали за счет техники, а не силы. Благодаря же правилам Мартинетти все свелось к банальной толкотне. К счастью, его отправили в отставку, и новый президент Ненад Лалович обещает, что в скором времени в борьбе начнут разбираться даже домохозяйки. Правильно говорит. Наш вид спорта — красивый, его могут смотреть и женщины. Никогда не сомневался, что борьба краеугольный камень Олимпийских игр, скоро она вернет былую зрелищность, а с ней и популярность. 


Справка «Культуры»

Знаменосцы сборной страны на летних Олимпийских играх

1952. Хельсинки — Яков КУЦЕНКО, тяжелая атлетика

1956. Мельбурн — Алексей МЕДВЕДЕВ, тяжелая атлетика

1960. Рим — Юрий ВЛАСОВ, тяжелая атлетика

1964. Токио — Юрий ВЛАСОВ, тяжелая атлетика

1968. Мехико — Леонид ЖАБОТИНСКИЙ, тяжелая атлетика

1972. Мюнхен — Александр МЕДВЕДЬ, вольная борьба

1976. Монреаль — Николай БАЛБОШИН, греко-римская борьба

1980. Москва — Николай БАЛБОШИН, греко-римская борьба

1988. Сеул — Александр КАРЕЛИН, греко-римская борьба 

1992. Барселона — Александр КАРЕЛИН, греко-римская борьба 

1996. Атланта — Александр КАРЕЛИН, греко-римская борьба 

2000. Сидней — Андрей ЛАВРОВ, гандбол

2004. Афины — Александр ПОПОВ, плавание

2008. Пекин — Андрей КИРИЛЕНКО, баскетбол

2012. Лондон — Мария ШАРАПОВА, теннис