Умные, полезные, твои

Светлана КАЛЮТА, Сочи

09.12.2014

Новая традиция — проводить спортивные финалы в Сочи — перекинулась и на другие сферы. В рамках «Дней робототехники» в городе состоялся финал всемирной олимпиады World Robot Olympiad (WRO) Russia-2014. Это мероприятие нельзя недооценивать: роль и значение «электроников»  в глобальной экономике неуклонно растет. А как у нас?

Среднемировой показатель — 62 робота на каждые 10 000 человек, занятых на производстве. Среди лидеров — Южная Корея и Япония. Россия пока, к сожалению, сильно отстает — мы используем всего двух «электроников» на указанное число пролетариев. Китай, что интересно, роботами пользуется относительно немного, зато успешнее конкурентов реализует их на внешнем рынке.  

— В прошлом году в мире было продано 179 000 промышленных и 21 000 сервисных роботов, — разъясняет Альберт Ефимов, руководитель Робототехнического фонда «Сколково». — Текущий рынок мировой промышленной робототехники приближается к 30 млрд долларов, сервисной — в десять раз меньше. Однако такими темпами через пять лет общая цифра достигнет 150 млрд долларов. Догнав и, возможно, перегнав, к примеру, рынок вооружений. 

Наша планета, хоть и неравномерно, но уже прилично населена «мыслящими машинами» — сегодня среди нас их 1,6 млн, и это не предел. Только в нынешнем году появились четыре программы господдержки отрасли — в США, Евросоюзе, Японии, Южной Корее. На роботизацию производства и создание новых образцов лишь в одной из китайских провинций — Чжэцзян — в ближайшую пятилетку выделят 88 млрд «зеленых». 

Что же несет людям форсированная роботизация? По меркам мировой конкуренции, главные выгоды «труда» искусственных помощников — большое количество и высокое качество продукции. Им не нужны тепло, перерыв на обед и перекуры, они не уходят в декрет, не берут больничный. Да и промышленная безопасность с ними улучшается, снижается негативная роль «человеческого фактора».

Вместе с тем очевидны и минусы. Так, скажем, недавно армию безработных пополнили 3700 англичан, работавших на заводе BMW в Свиндоне до того момента, пока их не заменили роботы. Та же участь ждет свыше миллиона работников компании «Фоксконн», которая производит гаджеты. Наконец, вполне реальна опасность выхода роботов из-под контроля. В 1988 году, когда ракетой, выпущенной с крейсера ВМС США, был сбит иранский пассажирский лайнер, Белый дом возложил вину на роботизированную систему идентификации, распознавшую объект как вражеский истребитель. «Трагические случаи, подобные этому, были и будут», — предостерегает Альберт Ефимов. 

Другой аспект — опасность для потребителей. Прежде всего, с точки зрения нашего здоровья. Кто, к примеру, ответит за последствия, если устройства измерения пульса, давления, сжигаемых калорий, установленные в наручных часах или же контактные линзы с функцией измерения сахара в крови сломались и выдают неверные советы? А если экзо-скелет, копирующий биомеханику человека для увеличения усилий при движениях, навредит не только самому носителю с недееспособными конечностями, но заодно и окружающим? 

Наконец, не менее важен социально-этический аспект, который рано или поздно встанет перед законодателями во всех развитых странах. С какого момента считать человека с механическими протезами и чипами, подключенными к нервам, киборгом? Как отнестись к существу, сила и способности которого увеличатся за счет механизмов, а не личностного развития? 

Табу, создаваемые учеными, чтобы хоть как-то упорядочить возникающий диссонанс, практически дублируют три закона робототехники, сформулированные Айзеком Азимовым. Устройства не должны причинять вред пользователю, приводить его к опасным ситуациям и брать над ним контроль. Плюс обязаны сохранять конфиденциальность личных данных.

— Но проблема в том, что каждая крупная компания мечтает разработать антропоморфных роботов, и движущая сила здесь — сознательное желание уподобиться Богу, создавшему людей по своему образу и подобию, —  размышляет Петр Левич, сотрудник «Фонда развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий» (Сколково). — Но если человечество наделит роботов умением принимать решения, оно уподобится мотыльку, летающему вокруг свечки. Не случайно это красной нитью проходит через многие фантастические фильмы.

Впрочем, реальная каждодневная польза от роботов пока перевешивает мрачные прогнозы отдаленного будущего. Никакая модернизация в XXI веке невозможна без использования этого потенциала. Так что проблема развития отрасли стоит в России весьма остро. Но, чтобы запустить в стране робототехнику «по-японски», начинать надо со школьной скамьи. Обновить условия для технического творчества молодежи, учебники и компьютеры, наладить качественную интернет-связь. Затем, по логике, потребуется сформировать цепочку школа – вуз – производство и разработать отраслевую госпрограмму. А сегодня... 

— Знания по РТ закреплены в школьном курсе технологии с 5 по 9 класс, — напомнил посетивший сочинскую робототехническую олимпиаду министр образования и науки Дмитрий Ливанов. — А вообще РТ — синтетическая, мультидисциплинарная область на стыке информатики, математики, физики, химии. Эту тему можно завести и во внеурочную деятельность.

Но при сослагательном положении робототехники в школе, учитель только при личном большом желании сможет самостоятельно освоить необходимые знания. Вот и получается, что сегодня даже обучение азам робототехники — довольно привилегированная возможность. Юноши и девушки могут реализовать ее в полной мере далеко не в каждом учебном заведении. Например, в Центре робототехники президентского физико-математического лицея №239 в Санкт-Петербурге. Дальнейшее обучение и карьера также, кстати, не предполагают особого разнообразия. МИРЭА, питерский Университет ИТМО,  ЦНИИ робототехники и кибернетики да, пожалуй, еще Сколково. На этом фоне не лишне упомянуть, что американская Силиконовая долина для наших мозгов всегда открыта. Грустно?

— Несмотря на то, что развитие производственных технологий — одно из приоритетных направлений правительства, все же именно государственной программы финансирования и поддержки робототехники нет, — констатирует Илья Чигирь, представитель Минпромторга. — Надеюсь, отчасти выправит ситуацию новый инструмент в виде специальных инвестконтрактов на строительство высокотехнологичных производств, в рамках которого инвестору предоставляются налоговые и таможенные льготы, скидки на аренду и коммунальные тарифы.

Пока Россия может похвастаться лишь точечными примерами привлечения талантливой молодежи к работе в сфере высоких технологий. Кроме некоммерческого движения WorldSkills, среди пионеров робототехники — ФКА «Роскосмос», некоторые университеты вместе со своими региональными филиалами. Благодаря усилиям энтузиастов удается регулярно проводить робофесты в различных федеральных округах. Ну, а после первого места юных отечественных изобретателей на World Robot Olympiad-2012 наша страна получила право на проведение следующего мирового первенства. Таким образом, «Дни робототехники в Сочи» в ноябре стали одним из главных мировых событий в отрасли. Но, пожалуй, наибольший оптимизм сегодня вызывает недавнее Послание президента Федеральному собранию.  

Подчеркнув, что «талантливые дети — это достояние нации», Владимир Путин сделал акцент на необходимости предусмотреть поддержку школьников с инженерным складом ума, чьи изобретения по достоинству оценены на национальных и международных интеллектуальных и профессиональных состязаниях. Таким ребятам, поступившим в вуз, он предложил ежегодно предоставлять по 5 тысяч президентских грантов размером 20 000 рублей в месяц.