Россия в цифре

Татьяна КОРОТКОВА

30.10.2014

«...Маргарита наклонилась к глобусу и увидела, что квадратик Земли расширился и превратился как бы в рельефную карту». Концепция, впервые реализованная в Google Earth, была предвосхищена еще Булгаковым. Сегодня же, когда в Подмосковье создали первую отечественную модель электронного города, «геопространственная революция» затронула не только карты — она позволила переосмыслить наши представления о системах управления.

Новинку предлагает НП «Технопарк» наукограда Протвино совместно с исследовательской группой «Неогеография». В базу данных, по словам руководителя группы Евгения Еремченко, сможет войти абсолютно все: будет создана высокоточная виртуальная модель реального мира с минимальными искажениями, а ее «кирпичиками» станут трехмерные модели населенных пунктов, промышленных и инфраструктурных объектов.

Цифровая модель Протвино, к примеру, уже включает в себя космические снимки разных эпох, информацию о правонарушениях и заболеваемости, другие данные, которые невозможно представить с помощью плоскостных карт. Следующий шаг — проект высокотехнологичного управления территорией Московской области. А затем и вся Россия предстанет на базе единого пространственно-временного каркаса. 

Когда именно нашу страну переведут в цифровой формат, неизвестно. Но естественная тенденция — штука неумолимая. Эпоха web 2.0, когда контент создавался пользователями, на наших глазах сменяется эпохой web 3.0, теперь Сеть подобна живому организму, она сама строит прямые контакты с каждым отдельным пользователем. Такие вот «близкие контакты третьей степени». 

На этом же принципе самоорганизации строится и будущее неогеографии. 3D-модели городов и поселков постепенно, объединяясь друг с другом, сформируют насыщенную текущей информацией 3D-модель Земли. Виртуальная модель России, как детали конструктора «Лего», позволит бесшовно и безошибочно соединять отдельные наборы данных в единую среду. Для системы управления страной чрезвычайно важно иметь такую техническую возможность. 

Но что же даст трехмерная модель России в утилитарном смысле? Вы будете удивлены: ее главное преимущество, помимо наглядности, — та самая пресловутая прозрачность системы управления, о которой неустанно твердят с высоких трибун. Нажал клавишу, навел на цель, увеличил масштаб — оценил состояние, эффективность управления и вероятность ЧП. Самое интересное, можно разом очистить «мутные воды» системы ЖКХ. Нажал клавишу, нашел дом, оценил ситуацию, спросил с конкретного должностного лица. Удобно?

Идея повышения результативности работы правительства с помощью информационно-коммуникационных технологий, как и идея Электронной Земли, не нова. Еще разработчик первой в СССР персональной ЭВМ академик Виктор Глушков создал прототип Электронного правительства (e-government). Много раньше мощный вклад в формирование геопространственной системы вложил тоже наш человек: выдающийся русский ученый Семен Ремизов, создатель «Чертежной книги Сибири». 

— Раньше единая система управления была нереальна, — поясняет директор НП «Технопарк Протвино» Сергей Токарев, — по той простой причине, что нереально создать географическую карту без неустранимых в картографическом подходе погрешностей восприятия. Тут, условно говоря, разные ярусы единой системы управления работают с искаженной информацией. Но глобальная геоинформационная революция последних лет позволила воссоздать общую картину мира. 

Сейчас вверх по вертикали идет огромный поток статистических и отчетных данных на бумажных носителях. До самого «верха» доходят только обзоры информации со стороны референтов, которые, получается, фактически и управляют государством. По мнению разработчиков, применение 3D-модели управления даст возможность на всех уровнях работать с одним и тем же набором данных — это требование является краеугольным камнем представления о так называемой «ситуационной осведомленности».

Само понятие «неогеография» восходит к 2005-му — году появления понятия web 2.0 и геоинтерфейса Google Earth, полностью изменившего представление землян о своей планете. Изучение неогеографии, в свою очередь, привело к созданию новой исследовательской междисциплинарной программы — «Неогеография и метакартосемиотика». Собственно, слияние двух новых дисциплин и позволило преодолеть доселе непреодолимые ограничения картографического подхода. 

Трудно найти одновременно и столь академическую, и столь актуальную проблему — проблему создания высокоэффективных систем управления нового поколения. Однако происходящее в скромном российском наукограде заставляет задуматься: чего может достичь наука при удачном альянсе менеджмента и ученых. Вектор прогресса всегда задавали и задают научные инновации, и, только восстановив мировоззренческое первенство, Россия почувствует себя в безопасности. Ну а трехмерная модель наукограда Протвино (http://vprotvino.ru) — тот полигон, на котором уже отрабатывается грядущее.