Курс — на Марс

Нильс ИОГАНСЕН

12.04.2013

12 апреля мы отмечаем День космонавтики — самое время поговорить о будущих полетах. В этот день президент Владимир Путин планирует ознакомиться с ходом строительства космодрома Восточный в Амурской области и провести совещание, посвященное развитию космической отрасли.

Уже через три года в России может появиться ракета-носитель, способная вывести на орбиту сверхтяжелые грузы. Это существенно приблизит нас к освоению дальнего космоса, уверен президент Ракетно-космической корпорации «Энергия» Виталий Лопота. Самый дальний космос на сегодня — это Марс, дальше пока не заглядывали. Даже при самом эффективном двигателе такое путешествие займет как минимум 8,5 месяца. Космолет, в котором смогут разместиться четыре человека, будет весить 500 тонн. Создать такую махину никакой стране в одиночку не под силу, только в международной кооперации.

У дальних полетов своя специфика. Например, необходимы перевалочные базы. Такая возможность в космосе есть: в качестве баз можно использовать так называемые точки Лагранжа. Находящийся в них объект с одинаковой силой притягивается близлежащими планетами и другими небесными телами, и в результате находится в равновесии. Самое место для расположения космической станции, которая без особых энергозатрат сможет «зависнуть» в космосе хоть на десятилетия и служить плацдармом для формирования дальних экспедиций, хотя бы к тому же Марсу. В околоземном пространстве таких точек достаточно много, но для освоения космоса выбрали две.

Кстати, в точках Лагранжа можно расположить и устройства, обеспечивающие «астероидную безопасность» Земли.

— Диаметр челябинского метеорита, который никто своевременно не заметил, был всего около 20 метров. Самые совершенные современные телескопы могли бы его разглядеть лишь с расстояния в 36 тысяч километров. А его скорость составляла 30 километров в секунду, за сутки он пролетел примерно два миллиона километров. К тому же в космосе он не светится, заметить его практически невозможно, — пояснил Виталий Лопота корреспонденту «Культуры», давая понять, что и создание форпостов для отражения метеоритных атак — дело очень отдаленного будущего.

Гораздо реальнее, как представляется, путешествие на Луну.

— Лучшего варианта для такого полета, чем ракета-носитель «Энергия», еще не придумано, — сказал Лопота журналистам (как известно, проект «Энергия» в конце 80-х был заморожен). — Ракету можно воссоздать в течение трех - пяти лет. И мы надеемся, что вопрос этот в ближайшее время будет решен положительно.

«Энергия» — ракета универсальная. И уникальная. Например, чтобы доставить на геостационарную орбиту современный спутник связи весом около десятка тонн, нужен носитель, способный вывести за пределы атмосферы Земли груз в 70 тонн. Перспективная российская ракета, основой которой станет советская «Энергия», это сможет осуществить. Ни у кого в мире подобных разработок нет. Более того, никто даже отдаленно не приблизился и к отечественным разработкам по жидкостным ракетным двигателям.

Как объяснил руководитель РКК, в США только к 2021 году планируется создать ракету-носитель грузоподъемностью 70 тонн, а к 2031-му — в 130 тонн. А у России уже есть проект носителя «Вулкан», способный выводить на орбиту 175 тонн. Правда, этот проект тоже заморожен и для его «реанимации» потребуется несколько лет.

Так что есть все основания полагать, что наши сверхтяжелые ракеты не только возродятся, но и выйдут на качественно новый технический уровень. Когда-то расчлененная на независимые компании отрасль вновь станет единым целым. РКК «Энергия» планирует войти в кооперацию с российскими НПО «Энергомаш» и «ЦСКБ-Прогресс», а также, возможно, с украинским КБ «Южное» и казахстанскими коллегами. Разумеется, если на сей счет будет принято политическое решение.

Но главная «фишка» российских ученых и инженеров в том, чтобы создать ракету-носитель, которая даст возможность отправиться в космос практически любому — не надо для этого находиться в прекрасной физической форме и проходить спецподготовку на центрифуге.

Ракеты на твердом топливе (на таком, по официальной версии, летали на Луну американцы) для этой концепции не подходят — они дают слишком высокие перегрузки. Нужными характеристиками обладают жидкотопливные двигатели. Только надо ли нам туда лететь?

— Луна для человечества уже неинтересна, — сказал глава космической корпорации. Прозвучало как: «По мелочам не размениваемся, курс — на Марс!»