Эксперты: «Падалка уходит, чтобы дать дорогу молодым»

Анна КЕРБУТ

26.04.2017

22 апреля российский рекордсмен по времени пребывания на орбите Геннадий Падалка написал заявление об уходе из отряда космонавтов. Спустя два дня Роскосмос сообщил, что ранее то же самое сделали несколько его коллег. Предстоящая ротация — следствие системной работы по омоложению или имеет исключительно личный характер? «Культура» опросила экспертов в сфере космонавтики.


Юрий ЛОНЧАКОВ, Герой России, начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, совершил три космических полета:

— Моя позиция и позиция руководства Роскосмоса заключается в том, чтобы последовательно и продуманно проводить обновление отряда. На сегодня в нем состоит 27 человек, из которых 17 никогда не летали в космос. Молодым надо дать возможность устранить данный пробел.

Орбитальные полеты сказываются на здоровье. И это прекрасно знают как сами покорители Вселенной, так и в ЦПК имени Ю.А. Гагарина, и в Институте медико-биологических проблем. Поэтому рано или поздно приходится принимать непростое, но вынужденное решение об уходе из отряда — или из-за тех или иных болячек, или по причине смены жизненных приоритетов. Многие потом успешно делают карьеру в иной сфере. Находят себя в науке, образовании, политике.

Геннадию Ивановичу 58 лет, и назначать его в новый экипаж уже, если честно, не имело смысла. Он это понимал сам. Потому и написал заявление. Но я убежден, что опыт, накопленный им за пять полетов, обязательно пригодится в дальнейшем. Падалка — настоящий профессионал, и, возможно, ему еще предложат работу в госкорпорации «Роскосмос».

Ну а относительно того, что Геннадию Ивановичу «стало скучно», как поспешили заявить некоторые СМИ… Что ж, человеку, проведшему в безвоздушном пространстве 878 суток, действительно уже многое известно. Другим членам отряда космонавтов скучать не приходится. Они постоянно тренируются на выживаемость, в экипажах и индивидуально — на специальных тренажерах.

Максим СУРАЕВ, Герой России, депутат Госдумы, совершил два космических полета:

— Свое решение Геннадий Иванович принимал самостоятельно. Теоретически он мог бы еще слетать в космос.

Между полетами у нас идет очень напряженная работа. Надо изучать системы, которые постоянно меняются и модернизируются. Совершенствовать навыки, тренироваться, подтверждать свой физический уровень. Это процесс динамичный и трудоемкий. Кроме того, космонавты взяли на себя миссию популяризации российского звездоплавания, что требует мобильности, умения интересно и доступно рассказывать об истории, состоянии и перспективах отечественной космонавтики. Я убежден: Геннадий Иванович найдет себе достойное применение и после ухода из отряда.

Юрий ШАРГИН, Герой России, совершил один космический полет, вышел из отряда космонавтов в 2008 году:

— Обижаться нам не приходится. Судьба после ухода из отряда космонавтов зависит от воли, опыта, знаний и подготовки каждого. Я, например, совершив полет в 2004-м, служил затем в Космических войсках в должности заместителя начальника ГИЦИУ КС имени Г.С. Титова по науке. Отряд космонавтов — это этап, который нужно начинать и заканчивать достойно. 

Я летал вместе с Геннадием Ивановичем. Видел его в деле и знаю цену его решениям. Убежден, Падалка поступил осознанно и без эмоций. Мне кажется, что уход из отряда космонавтов должен быть лишен публичности, стать таким же будничным, как процесс увольнения из армии. Пришел положенный возраст — будь добр, уступи место молодым.

Сергей КРИКАЛЕВ, Герой России, Герой Советского Союза, исполнительный директор по пилотируемым программам Роскосмоса, совершил шесть космических полетов:

— Уход нескольких космонавтов не нанесет урон делу. Но я всегда с сожалением воспринимаю потерю опытных людей. Слишком много сил и средств на протяжении длительного времени тратится на их подготовку. К тому же в космонавты всегда идут парни мотивированные. И если они «демотивировались», значит, здесь не совсем все в порядке.

Самое печальное, что это сейчас отряд покинули четверо, а за последние два года таких — больше десяти человек. У всех, конечно, разные причины: кого-то здоровье подводит, кто-то нашел более интересную работу. Однако как бы то ни было, массовый исход не может не тревожить.

Конечно, мы набираем новых ребят, и отряд космонавтов естественным образом омолаживается. Самое главное, чтобы процесс проходил плавно и системно. При этом мы все-таки не должны терять проверенные кадры, которые могут оставаться в ЦПК в любом другом качестве. На мой взгляд, даже если человек перестает летать, ему надо предоставить возможность сделаться наставником для молодой смены. Если же подобного желания у него не возникает и он испытывает некий дискомфорт, нужно разбираться, почему.

Сейчас идет отбор в отряд космонавтов, в котором могли бы себя попробовать и офицеры ВКС. В предыдущий раз ряды пополнил действующий летчик. Для людей, мечтающих слетать в космос, у нас двери открыты.


Фото на анонсе: Михаил Джапаридзе/ТАСС