Дмитрий Табачник: «В слове «Малороссия» нет ничего оскорбительного»

Михаил ТЮРЕНКОВ, Киев

26.07.2013

вано. Это министр образования и науки Украины Дмитрий Табачник, человек, на протяжении многих лет выступающий против навязанного украинцам и русским искусственного разделения наших народов.

Профессиональный историк, автор десятков книг, в том числе ЖЗЛовской биографии Петра Столыпина, Табачник пришел в большую политику больше 20 лет назад. Тогда, в свои тридцать, он — глава Администрации президента Леонида Кучмы, в неполные сорок — вице-премьер в первом правительстве Виктора Януковича, затем, в годы «оранжевого» президентства Виктора Ющенко — один из наиболее ярких деятелей оппозиции, пламенный публицист, отстаивавший идеи интеграции Украины и России и резко критиковавший русофобию украинских «национал-демократов».

Сегодня, накануне своего пятидесятилетия, Дмитрий Табачник значительно реже выступает с трибун, однако занимается ничуть не менее важным делом — расчищает авгиевы конюшни украинского образования после нескольких лет националистического вмешательства. О результатах этой работы и многом другом мы побеседовали с Дмитрием Владимировичем в стенах возглавляемого им Минобрнауки Украины.

культура: Сегодня украинские националисты любят именовать сторонников сближения русского и украинского народов «украинофобами». А можно ли на Украине изжить русофобию? Особенно в ее западных областях?
Табачник: Думаю, можно, но только серьезным трудом. Помните, как Антон Павлович Чехов призывал по капле выдавливать из себя раба? Перефразируя классика, можно сказать, что точно так же необходимо выдавливать из себя бескультурье, дикость, то есть все, что является основой, в том числе, и русофобии.

Вспоминаю, как в середине 60?х годов, будучи совсем еще маленьким, я встретил в метро африканских студентов. И стал кричать на весь вагон, какие страшные и грязные эти дяди, наверное, они обезьяны. За что получил от прабабушки в буквальном смысле по губам. После чего дома мы читали с ней энциклопедию и рассматривали картинки, на которых были изображены люди разных рас.

культура: Думается, одних книжек с картинками в борьбе с русофобией явно маловато, иногда стоит «бить по губам». А возможно ли в сегодняшних условиях вернуть украинцам нашу общую историческую память?
Табачник: Думаю, да. Ведь, например, любой аргентинец, безусловно, считает себя аргентинцем. Но это не отрывает его от гигантского массива испаноязычной культуры, от безбрежного океана испанской литературы. К слову, даже на Западной Украине осознание причастности к единой восточнославянской, русской культуре было окончательно сломлено лишь за последнее столетие — репрессивной политикой сначала Австро-Венгрии, затем — Польши, ну и, наконец, гитлеровских оккупантов. Именно поэтому к моменту развала Советского Союза в трех западных областях Украины — Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской — стали доминировать русофобски настроенные радикально-националистические силы. Хотя изначально украинский национализм в этих землях зародился в середине XIX века не как антироссийский, но как реакция на австро-венгерскую политику подавления и онемечивания восточных славян.

И если в Речи Посполитой или, позднее, в той же Австро-Венгрии этнические украинцы постоянно подавлялись, насильственно обращались в католицизм, и максимум, чего смог добиться украинец в австро-венгерской армии — это звание подполковника, то в российском генералитете, среди министров, среди петербургской и московской аристократии и элиты выходцев с Украины всегда было очень много. Более того, расцвет Российской империи и в культурном, и в экономическом планах пришелся именно на то самое время, когда два государствообразующих этноса — великорусский и малорусский — действовали совместно. К слову, я убежден, что в слове «Малороссия» для украинцев нет ничего оскорбительного, ведь, по сути, оно означает историческую колыбель как для Великой, так и для Белой Руси (подобно тому, как, например, у тех же поляков есть своя Malopolska).

Проблема современного украинского национализма в значительной степени заключается в забвении исторической памяти и искажении собственной истории. Ведь совершенно очевидным является тот факт, что советская власть, которую так ненавидят наши националисты, никогда не планировала уничтожения украинского этноса, а в нацистской Германии, которой помогали украинские националисты, был утвержден план «Ост», предполагавший уничтожение и выселение 75% украинцев.

культура: Мне доводилось бывать в Киеве в годы президентства Ющенко, и, интереса ради покупая учебники по истории Украины, я каждый раз поражался тому чудовищному очернению всего российского и советского, которое в них содержалось. Сейчас ситуация изменилась?
Табачник: Последние три с половиной года нам ежегодно выделялись бюджетные деньги на обновление учебной литературы для одной параллели. В 2010?м мы подготовили новые учебники для 10 класса, в 2011?м — для 11?го, в 2012?м — сразу для первого и второго, а в нынешнем году мы подготовили учебники для третьего и пятого классов. Главным принципом стало объективное изложение исторического материала, который ни в коем случае не должен нести в себе навязывания враждебного отношения к любому из наших исторических соседей и, в первую очередь, конечно, к России и Польше.

Вот, например, только что вышедший учебник истории Украины для пятого класса. Здесь нет не только никакого украинского национализма и героизации войск ОУН-УПА, но и возвращены такие термины, как «Киевская Русь» (вместо «Украины-Руси») и «Великая Отечественная война» (историю которой подменяли историей Второй мировой войны). Более того, этот учебник максимально деполитизирован, он учит детей понимать, что такое история, исторический источник, в нем есть отдельная глава о том, как можно узнать историю своей семьи из семейного фотоальбома и так далее. Кроме того, здесь мы обратились к европейскому опыту, а потому рассматриваем все исторические события, произошедшие на территории современной Украины, и всех действовавших здесь исторических персонажей как неотъемлемую часть украинской истории.

культура: А поддерживаете ли Вы инициативу киевского «Русского клуба» по возрождению в столице Украины памятника погибшему и похороненному здесь Петру Столыпину, автором нескольких книг о котором Вы являетесь?
Табачник: Безусловно. Я считаю Петра Столыпина выдающимся государственным деятелем нашей общей истории. И если полтавчанам хватило исторической памяти, чтобы установить мемориальную доску в память о фельдмаршале Иване Паскевиче, то не вижу каких-либо препятствий, чтобы в Киеве был восстановлен памятник Столыпину.

культура: Вернемся к образованию. Насколько сегодня на Украине свободно преподавание на русском языке?
Табачник: Начиная с 2010 года, мы проделали колоссальную работу, разработав и утвердив новый образовательный стандарт Украины. Так, первый иностранный язык теперь изучается с первого класса, а с пятого вводится второй иностранный. И одним из этих языков в украинских школах очень часто выбирается русский.

культура: Но как часто преподавание основных предметов ведется на русском языке?
Табачник: Проще всего привести цифры статистики заказа школами новых учебников. Так, в 2009 году, когда у власти был Ющенко, из порядка 6 миллионов учебников для одной параллели было заказано лишь 59 тысяч учебников на русском языке. В 2010 году, когда я стал министром, но заказ уже был размещен и оплачен, всего 42 тысячи. После этого я сказал прямо: не бойтесь, товарищи педагоги, заказывайте учебники на любом языке столько, сколько нужно! На том языке, на котором вы учите детей в своей школе.

И в 2011 году мы получаем первые результаты: заказано 891,5 тысячи учебников на русском языке (помимо этого мы также собрали заявки и подготовили учебники на ряде других языков — польском, словацком, венгерском, румынском и так далее). А уже в 2012?м мы получили заказ на 2 миллиона 57 тысяч учебников на языках национальных меньшинств, из которых 1 миллион 992 тысячи — на русском языке, то есть примерно треть от числа всех учебников. А всего на Украине в украинских школах с русским языком преподавания обучается около 700 тысяч школьников и еще примерно 1 миллион 350 тысяч учеников изучают русский язык и литературу как предмет. Вместе — более 2 миллионов…

культура: Несмотря на то, что правящая «Партия регионов», одним из лидеров которой Вы являетесь, всегда выступала за государственный статус русского языка, этот вопрос остается подвешенным в воздухе.
Табачник: В прошлом году был сделан очень серьезный шаг, когда Верховная Рада приняла закон об основах государственной языковой политики, который дает возможность в значительной части регионов Украины максимально расширить применение русского языка в статусе регионального. У фракции нашей партии в парламенте сейчас нет 300 голосов, которые необходимы для внесения в Конституцию поправки о русском как втором государственном языке, а потому, на мой взгляд, принятый закон является оптимальным компромиссом, в значительной степени снявшим общественное напряжение в языковом и образовательном вопросах на Украине.

культура: Но почему в Киеве, городе, где и сегодня абсолютное большинство населения говорит по-русски, язык таких знаменитых киевлян, как Николай Бердяев и Михаил Булгаков, Василий Шульгин и Александр Вертинский, до сих пор не имеет даже статуса регионального?
Табачник: Все очень просто. Как и любая столица, Киев — город фрондирующий. Точно так же, как значительная часть московской интеллигенции продолжает на кухнях, в тусовках и на площадях утюжить российскую власть, так и киевская интеллигенция очень любит пофрондировать. Действительно, в Киеве сложилась парадоксальная ситуация: город более чем на две трети — русскоязычный, однако из года в год продолжает активно голосовать за представителей радикально-националистических сил.

культура: А насколько вообще эти силы сегодня влиятельны? Возрос ли градус украинского национализма за последние годы?
Табачник: К сожалению, возрос. В значительной степени это связано с успехом партии «Свобода». Впервые за историю Украины самый убогий и агрессивный шовинистический национализм получил выразителя своих интересов в парламенте…

культура: Буквально на днях Россия, Украина и Белоруссия отметят 1025?летие Крещения Руси. В Киеве пройдет значительная часть торжеств, ожидается визит патриарха Кирилла, многих деятелей культуры.
Табачник: Мне кажется, это великое историческое событие, конечно же, может напомнить нам о нашей общей истории, наших общих корнях, о том, что в духовном единстве все народы становятся сильнее и крепче.

Я убежден, что Украина и Россия являются неотъемлемой частью общеевропейской цивилизации, притом что в целом ряде исторических эпох наши страны по уровню своего культурного развития превосходили все остальные государства континента. И именно поэтому, если мы сможем и дальше сохранять свой православный культурный код, то старая Европа от интеграции с Украиной и Россией только выиграет.