Рамаз работы Зураба

Тамара МАКАРОВА

27.11.2013

В Тбилиси открыли памятник Рамазу Чхиквадзе — «некоронованному королю грузинских актеров», как его называли при жизни. Да и до сих пор называют. Скульптура — подарок городу от Зураба Церетели.

Церемония открытия собрала не только культурную, но и политическую элиту Тбилиси. Присутствовали премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили и мэр столицы Гиги Угулава. Внимание сильных мира сего никого не удивило — Чхиквадзе для Грузии не просто великий театральный актер, но нечто большее. О нем давно говорили, не упоминая фамилию: «Рамаз сказал», «Рамаз сыграл» — верный признак того, что человека включили в сонм бессмертных.

Памятник, поставленный спустя два года после смерти актера, установлен в самом центре Тбилиси, в парке имени 9 Апреля, который в народе по старой привычке называют Александровским. Теперь рядом с проспектом Руставели и неподалеку от театра — имени все того же Руставели — стоит бронзовый Чхиквадзе в образе Аздака из «Кавказского мелового круга», знаковой постановки для актера. И не только для него.

Благодаря этому спектаклю Театр имени Руставели начал победное шествие по мировым фестивалям, а к режиссеру Роберту Стуруа пришла международная слава. Чхиквадзе стал главным актером Стуруа, его умение смешивать трагедию с фарсом идеально сочеталось с фирменным гротеском постановщика. Позже тот даже признавался: «Не будь Рамаза, я стал бы другим режиссером».

Смоктуновский считал работы Чхиквадзе «эталоном игры», британские критики называли его «величайшим актером современности», а сам «виновник» в интервью «Культуре» признавался: «Я не понимаю, что такое звезда. И словосочетание «великий артист» меня тоже пугает». Зато обожал ходить на рынок («Если день не пойду — скучаю») и божественно пел.