В чем сила, брат?

26.12.2019

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА


«Эрмитаж.
Сила искусства»

Италия, 2019

Режиссер: Микеле Мали

В ролях: Тони Сервилло

16+

В прокате с 19 декабря

Новая документалка об Эрмитаже попала в ленты новостей в начале декабря, когда директор Михаил Пиотровский заявил, что в Италии фильм оказался в тройке лидеров проката — по соседству с «Джокером». И хотя, по словам Пиотровского, картину закупили 52 страны, именно в России чуда не случилось. За неделю фильм собрал около четырех тысяч долларов. Корреспондент «Культуры» смотрела его в пустом зале — на дневной сеанс пришло всего три зрителя. Самое обидное, что «Эрмитаж. Сила искусства» — красочная и хорошо сделанная лента, просто рассчитанная на иностранную аудиторию.

По крайней мере, отечественная интеллигенция рискует заскучать. Рассказ (кстати, повествователем выступает итальянский актер Тони Сервилло) начинается с Петра Великого — прорубившего, как известно, окно в Европу и построившего величественный град среди топких болот. Далее — пунктиром — о Екатерине II, дружившей с мыслителем Дидро, и о других представителях династии Романовых, неравнодушных к искусству. И, конечно, о непростом XX веке. О том, как чудом уцелели сокровища Эрмитажа после революции — благодаря решению перенести столицу в Москву. О продажах искусства за рубеж в 1930-е: советскому правительству нужны были деньги, и оно бестрепетно избавилось от произведений Рафаэля, Боттичелли, ван Эйка, Перуджино. О блокаде, когда в залах зияли пустые рамы — шедевры вывезли за Урал, и о стойкости людей, дежуривших в музее в эти страшные дни. Человек, выросший в России и хоть немного интересующийся искусством, вряд ли услышит что-то новое. А вот для иностранцев, знакомых лишь с XX веком русской истории (и то по ключевым словам — революция, Ленин, Троцкий, Хрущев, Горбачев), фильм действительно может стать откровением.

«Эрмитаж. Сила искусства»

К тому же снят он эффектно: ночной подсвеченный Петербург, замерзшая Нева, захватывающие виды с высоты птичьего полета. В начале ленты зрители увидят, как работают знаменитые часы «Павлин», далеко не всем удавалось наблюдать зрелище «вживую». Отдельное удовольствие — виртуальная прогулка по залам Эрмитажа под красивую музыку композитора Дмитрия Мячина.

Впрочем, формат фильма шире развлекательного. Для авторов и для героев (среди последних — Михаил Пиотровский и режиссер Александр Сокуров, снявший про музей картину «Русский ковчег») нынешняя лента — возможность понять, что для России значит Эрмитаж. Пиотровский формулирует по-научному четко: «Это наше видение мировой культуры, воплотившееся в энциклопедический музей». Сокуров говорит о более тонких материях — и о русской душе («наивность и бесконечное доверие даже тем, кому не надо верить»), и о той цене, которую мы заплатили, чтобы сохранить Северную столицу и ее сокровищницу: «Этот город и этот музей имеют такую страшную цену, какую не имеет ни один город и ни один музей... Государство рухнет, армия проиграет, а культура останется русская. Это — якорь наш».

«Эрмитаж. Сила искусства»

Якорь, который, несмотря на все политические перипетии, до сих пор связывает нас с Европой. Россия — без всяких скидок — представлена в фильме как часть европейской цивилизации, а ее история подана аккуратно, уважительно, без привычной «клюквы». Тем самым подчеркивается основная мысль ленты: культура — мощная сила, с ее помощью восстанавливаются связи между народами и государствами, когда политики безмолвствуют. Один из таких культурных мостов — сам Эрмитаж. Возможно, свою лепту в итоге внесет и фильм. И тогда его популярность за границей куда важнее успеха у нас.




Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть