Ушел, чтобы остаться

Денис БОЧАРОВ

14.11.2019


«Он был»
Россия, 2019

Режиссер: Дарья Иванкова

18+

В прокате с 14 ноября

В прокате — документальная картина под лаконичным названием «Он был», посвященная краткому, но на удивление яркому жизненному пути одного из самых незаурядных представителей отечественного рока — Анатолию Крупнову.

История Крупнова в чем-то показательна, а в чем-то уникальна. С одной стороны, лидер групп «Черный обелиск» и «Крупский со товарищи», а также участник коллективов «Shah», «Неприкасаемые», «ДДТ», «Воскресение» повторил горький путь некоторых «коллег по цеху», героев рок-н-ролла. Подобно Виктору Цою, Майку Науменко, Александру Башлачеву, Андрею «Дюше» Романову, Игорю «Чуме» Чумычкину и многим другим, Крупнов ушел из жизни слишком рано: «Не добежал бегун-беглец, не долетел, не доскакал...», — как пел Владимир Высоцкий. С другой — этот человек находился в постоянном творческом поиске и успел оставить заметный след в нашей музыкальной контркультуре. Его нельзя было причислить к флагманам, «знаменосцам» доморощенного рока: по степени узнаваемости, популярности и числу фанатов Анатолия трудно поставить в один ряд с Константином Кинчевым, Юрием Шевчуком, Гариком Сукачевым и Вячеславом Бутусовым. Если количество хитов этих звезд исчисляется десятками, то Крупнова в основном помнят благодаря разухабистой «Я остаюсь».

Анатолий Германович, обладавший, возможно, самой неподходящей для рок-героя внешностью (полуиндеец-полуцыган, со взглядом человека, которому не хочется задавать лишних вопросов), запомнился как трогательный, чуткий, начитанный и безмерно талантливый артист. Ему всегда было тесно в задаваемых конъюнктурой рамках. Основанная Крупновым в середине 1980-х группа «Черный обелиск», работавшая на стыке хард-рока и хеви-метал, несмотря на преданный круг поклонников, не смогла выдержать конкуренции с «Арией» и «Черным кофе». Возможно, именно поэтому Анатолий создал акустический проект «Крупский со товарищи». Но, скорее всего, дело в другом: Крупнову, потрясающему музыканту, хотелось развиваться.

Анатолия Германовича в один голос признают едва ли не лучшим бас-гитаристом, когда-либо появлявшимся на отечественной рок-сцене. В этом можно лишний раз убедиться, ознакомившись с картиной Дарьи Иванковой. Построенная в жанре нарочитого документального нуар-экшна, лента показывает разного Крупнова: катающегося по сцене в хард-энд-хеви-экстазе и спокойно стоящего перед публикой с «акустикой» в руках, веселящегося под воздействием различного рода «излишеств» в компании друзей/попутчиков и философски рассуждающего перед телекамерой в формате ток-шоу. Напористого, порой даже оголтелого и вальяжно-спокойного...

В качестве комментаторов к созданию фильма привлечены люди, работавшие с Крупновым в разных проектах: например, упоминавшиеся выше Сукачев, Шевчук, Кинчев... Картина не рассчитана на широкого зрителя и едва ли будет претендовать на соискание кинопремий. Однако она окажется полезной для тех, кто неравнодушен к краткой, но неистовой истории отечественного рока, а также для людей, не знакомых с творчеством незаурядного музыканта. Анатолий Крупнов, к сожалению, не успел реализовать свой потенциал (музыкант умер в 31 год), но все равно — он остался, чтобы жить, как и пел в программном опусе. Ибо артист жив до тех пор, пока помнят его песни.