Да здравствует король!

Павел СУРКОВ

18.07.2019


«Король Лев»
США, 2019

Режиссер: Джон Фавро

В ролях: Джеймс Эрл Джонс, Дональд Гловер, Чиветель Эджиофор, Джон Оливер, Джон Кани и др.

6+

В прокате с 18 июля

На экраны вышел полнометражный ремейк культового мультфильма «Король Лев».

Звери бегут по саванне, приближаясь к огромной скале: именно сейчас произойдет событие, которого ждала вся Африка. У царя зверей, благородного Муфасы, родился наследник — юный Симба. И обезьяна-шаман Рафики поднимает львенка к небесам, показывая его обитателям бескрайних просторов: вот он, ваш будущий король, наследник престола.

Этот кадр знаком всем уже четверть века — «Король Лев» стал одним из самых популярных мультфильмов компании «Дисней» (до сих пор он держит рекорд среди рисованной анимации по количеству просмотров). Картина получила два телевизионных продолжения, совсем недавно была выпущена и 3D-версия, по сценарию о Симбе поставлен невероятно успешный и зрелищный бродвейский мюзикл... И вот теперь, к 25-летнему юбилею, подоспел полнометражный художественный ремейк знаменитой истории.

Режиссером выбрали Джона Фавро не случайно. «Дисней» ценит его за блестящую постановку «Книги джунглей» 2016 года, к слову, также оказавшейся аккуратной переработкой мультфильма 1967 года. Компьютерные звери, которых озвучили голливудские звезды, выглядели у режиссера совершенно как настоящие — и мальчик Маугли (не нарисованный, а вполне себе живой) смотрелся в том виртуальном мире необычайно естественно. Так что когда зашла речь о новом «Короле Льве», кандидатура постановщика даже не обсуждалась.

Все звери в новом фильме нарисованы, но это почти незаметно (только слоны неестественно шевелят ушами): каждая шерстинка в львиных гривах сделана так, что создается впечатление документальной съемки, а за кадром, похоже, вот-вот зазвучит голос Николая Дроздова или Дэвида Аттенборо. Красота картинки завораживает.

Отличий от оригинала в новой ленте практически нет — и за это «Королю Льву» уже досталось от американских критиков, которые, похоже, ждали неожиданного сюжетного поворота. Напомним, ранее художественные ремейки классических диснеевских мультфильмов так или иначе отличались от прототипов: в «Красавицу и Чудовище» закралась гей-тема, «Дамбо» Тима Бертона превратился в боевик с погонями, и даже в «Книге Джунглей» тот же Фавро умудрился сменить пол питона Каа (он стал почтенной и весьма зловещей дамой), а Луи, короля бандерлогов, превратил в ископаемого гигантопитека, чьим размерам вполне может позавидовать Кинг-Конг.

Но сейчас режиссер бережно, буквально покадрово скопировал оригинал. Более того, даже подбирая мастеров озвучки, голос одного из ключевых персонажей он оставил неизменным — за короля Муфасу, отца главного героя, говорит сам Джеймс Эрл Джонс, неизменный глас Дарта Вейдера (поэтому фраза «Сын мой» стабильно вызывала в американских кинотеатрах бурные аплодисменты). Остальные же актеры оказались ничуть не хуже оригинальной — весьма звездной, кстати, — компании.

Судите сами: Симбу озвучивает лауреат «Грэмми» Дональд Гловер, за его возлюбленную Налу отвечает Бейонсе, а за главного злодея, дядю Шрама, — Чиветель Эджиофор, которого мы помним по фильму «12 лет рабства». Впрочем, для тех, кто будет смотреть фильм в русском дубляже (хотя я бы советовал начать с просмотра оригинальной версии, тем более, что все реплики мы точно знаем наизусть) есть великолепный сюрприз: мандрила Рафики дублирует шикарный Александр Филиппенко, и данная озвучка во многом даже превосходит оригинальную работу Джона Кани — в обертонах российского актера хватает и язвительности, и издевки, и теплоты, и мудрости.

Теперь же, когда у нас есть время насладиться вполне реалистичной саванной, становится ясной вся суть истории «Короля Льва». Диснеевские сценаристы не скрывали того, что мультик являлся фактически парафразом «Гамлета», но только — со счастливым концом. Классический путь героя завершался решающей схваткой, зло повержено, гад свергнут с трона, вот только Гамлет-Симба не падает бездыханным, а воцаряется на престоле и продолжает дело своего великого отца. Финал, все ликуют, играет торжественная музыка. Композиции Элтона Джона никуда не делись из саундтрека, даже в отечественном прокате.

Такой оптимистичный смысловой поворот убедительно смотрелся в 1994 году, знаменуя перезагрузку диснеевской анимации — она стала уходить от простой развлекаловки в сторону раскрытия важных социальных и семейных проблем. Но и сегодня кажущийся весьма ортодоксальным (и во многом патриархальным) сюжет может быть воспринят как глоток чистой воды — в «Короле Льве» есть место исключительно традиционным ценностям: отец учит сына, сын влюбляется (что удивительно) в девочку, а не в мальчика, у друзей Симбы — Тимона и Пумбы — нет никаких задних мыслей, они просто помогают главному герою и не собираются строить козни за его спиной. Так что это простая история, проверенная временем и не претерпевшая ни малейших изменений. И, может быть, именно по такому эпосу истосковался современный экран — нет провокаций, нет потаенных политических аллюзий, а присутствует лишь отличный сюжет и запредельно красивое визуальное решение. Если картина Фавро не получит «Оскара» за спецэффекты, то это будет в высшей степени странно.

Идти на «Короля Льва» надо, конечно же, папам с детьми. Если у вас есть разногласия с собственным наследником, то, будьте уверены, после просмотра фильма Фавро они у вас временно прекратятся. И не забудьте после того, как закончилось кино, обязательно сходить с ребенком посмотреть на закат. Вполне вероятно, вы прослезитесь оба, доплакав то, что не выплакали в кинотеатре. Впрочем, это скорее трогательное, нежели горькое ощущение — его, определенно, стоит испытать.