24.06.2019
«Дылда»
Режиссер: Кантемир Балагов В ролях: Виктория Мирошниченко, Василиса Перелыгина, Константин Балакирев Тимофей Глазков, Игорь Широков, Ксения Кутепова и другие В прокате: с 20 июня |
На самом деле противопоставление женщины и войны лукаво. Ибо женщина — прежде всего человек, а не снабженный самосознанием детородный орган. И, как человек, может вполне осознанно участвовать в войне, сражаясь за те же идеалы или интересы, что и мужчины. Быть солдатом, воином, а не пресловутой «боевой подругой». Не жертвой и «именем прилагательным», а деятелем. Собственно, так и было во многих войнах, а особенно в Великую Отечественную. История знает имена не только санитарок или служащих «банно-прачечных комбинатов», а летчиц, снайперов, даже танкисток. У войны были и их лица. У войны вообще не мужское и не женское лицо, а человеческое. Пусть человечество чем дальше, тем больше стыдится этого — а потому сплошь и рядом превращает лицо героя в морду демона.
Заменить гордость великим подвигом народа на ужас и стыд — вот что все чаще пытаются, с разной степенью талантливости, сделать те, кто придумал гаденькое словечко «победобесие» и которых самих, словно бесов, каждое 9 мая корежит от звуков военного оркестра и от рокота танков, идущих по брусчатке Красной площади. И тут «неженское лицо войны» оказывается самым подходящим оружием для того, чтобы атаковать Победу. «Дылда» — безусловно сильная попытка такой атаки.
Что может быть безошибочнее — взять двух женщин с изуродованной судьбой и психикой и поместить в среду послевоенного госпиталя, где лежат те, кого не отпускает война — непоправимо искалеченные люди. Атмосфера безнадежности и смертного томления в фильме Кантемира Балагова затягивает, словно трясина, готовая сомкнуться над отчаянно хватающим воздух ртом, и тем ужаснее, что подается это как нечто будничное, повседневное. Не как уродливый частный случай, а как правило. Как то, чем, по мнению режиссера, дышал каждый гражданин страны-победительницы в первый послевоенный год.
Здесь все извращено и перевернуто с ног на голову. Материнство оказывается фальшивым и смертоносным, ребенок, символ начала мирной жизни и связанных с нею надежд, гибнет страшно и нелепо. Госпиталь становится не местом исцеления и святого служения милосердию, а местом извращенно-картинной, почти эротичной смерти. А потом и шантажа, безумия, отвратительной манипуляции и холодной физиологии, в которой не остается места даже призраку любви. В фильме царапает и травмирует все — начиная от нелепо красных стен питерской коммуналки, до нестерпимо кричаще зеленого на этом красном фоне платья, в котором кружится, точнее, корчится, в одной из ключевых сцен героиня Маша. Все взгляды, улыбки — точнее, болезненные оскалы — патологичны и античеловечны. Все у героинь подчинено маниакальным попыткам зачать новую жизнь взамен загубленной. Попыткам страшным, неправильным, преступным и — бесплодным.
В фильме нет лесбийской любви, на которую постоянно прозрачно намекает режиссер. В нем вообще нет любви — никакой. Есть бесконечное садистское использование других людей бывшей женщиной, которая считает себя жертвой, а потому — «право имеющей» мучить и принуждать других — не забывая по ходу дела и в себя загнать пару ржавых гвоздей. Маша, воплощенный эрос, обольстительно-бесстыдная как сама Природа (зеленое платье тут несет до пошлости прямолинейную символическую нагрузку) выступает как собственная противоположность, ибо бесплодна душой и телом. Священный эликсир жизни в ней перебродил даже не в уксус, а в яд, который отравляет все, чего касается. Мария — святое имя, но здесь оно принадлежит обезумевшей демонице, живому мертвецу-вампиру. Маша страдает, но ведь и дьявол в аду не наслаждается.
Что касается ее подруги, то Ия воплощает в себе Танатос в чистом виде. Она вообще выглядит не вполне человеком, у нее нет собственной жизни. Даже ее имя всего лишь «хвостик» от имени ее подруги-госпожи, эхо этого имени: Мария — Ия. Она похожа на не вполне оттаявший труп из госпитального морга. Ия движется, как зомби и периодически застывает в странных и пугающих припадках полной безжизненности. Один из них в самом начале фильма и сгубил маленького Пашу — тоже очень странного и какого-то не вполне живого ребенка.
В «Дылде» вообще очень мало красивых людей и практически нет красивых поступков. Зато дела откровенно мерзкие и уродливые подаются как почти норма. Сцена «съема» подруг двумя на редкость отвратительными, даже физически, элитными юнцами, сцена эвтаназии, сцена жуткой, подневольной, в результате шантажа, случки — иначе и не назвать это мероприятие — на троих… Балагов достигает почти невозможного — он лишает Эрос даже не крыльев, он сдирает с него все до последнего перышка вместе с кожей. То, что может волновать и соблазнять, вызывает лишь отвращение и ужас. А любовь как высшее человеческое чувство превращается в дурной анекдот — юнец с дегенеративной печатью на лице, ведет себя словно манекен, представляя «невесту» своему такому же манекеноподобному и уродливому отцу и циничной, властной матери, пародии на леди голубых кровей. Номинально он искренне влюблен, но по факту всего лишь пытается заключить контракт — такой же, как и другие глубоко аморальные контракты, из которых, по сути, и составлен сюжет фильма. Вообще все герои, даже нарушая нормы морали и совершая преступления, продолжают старательно играть по социальным правилам. Это порождает подсознательный ужас — как наряженная в свадебное платье обезьяна.
Фильм снят безусловно талантливо, актерские работы Виктории Мирошниченко и Василисы Перелыгиной безупречны. Героиням в полной мере сопереживаешь, но это сопереживание глубоко извращенное. У зрителя к финалу возникает одно желание — чтобы эти души, заживо терзаемые в аду, наконец, отмучились. Доходит до того, что когда нам показывают гибель некой девушки под трамваем, хочется верить, что это Ия, и испытываешь почти радость — но режиссер и эту противоестественную радость отнимает, оставляя зрителя в финале наедине с безысходным ужасом.
В фильме нет ощущения победы, нет надежд на новую счастливую жизнь — не только у главных героинь, но и окружающих их людей. Все вокруг серо, пошло и грязно — в коммуналке, в госпитале, на улицах. Возникает ощущение, что страна не победила, а потерпела сокрушительное поражение, оккупирована и теперь пытается как-то с этим жить, постепенно оскотиниваясь. Именно это, и ничто другое, символизирует дружный собачий лай больных в госпитале, хотя в начале фильма это можно принять за веселую забаву, добрую попытку развлечь малыша. Нет, это не забава, а диагноз, который ставит режиссер нашим соотечественникам и их жизни, которую считает абсолютно собачьей.
То, что фильм получил награду в Канне, не удивительно. Во-первых, он снят действительно высокопрофессионально и талантливо. А во‑вторых, шокировать зрителя, ковыряясь в его чувствах ржавой спицей — и творить высокое искусство, похоже, давно стало равнозначным. По экранам вереницей тянутся «нелюбови» и антилюбови всех сортов и окрасов. Любовь — нормальная, человеческая, не извращенная и не изломанная — постепенно перекочевывает в жанр романтической комедии, вроде «Я худею», «Лед», «Ёлки» и других, становясь чем-то сказочно-развлекательным. Делать фильмы о счастье не модно и чуть ли не антихудожественно. Как будто «серьезные» режиссеры ужасно боятся оказаться в рядах «лакировщиков действительности» — существовал когда-то такой ярлык. Но разве давать людям надежду и силы жить, а не желать смерти — это «лакировка» или ложь? И являются ли — при всей талантливости — подлинным искусством произведения, создающие мир без веры, надежды и любви и тем самым живописующие преисподнюю? Вопрос сложный и вечный — как вопрос о гении и злодействе. Разве не злодейством по большому счету являются попытки отравить трупным ядом память людей о главном великом деянии нашей страны и нашего народа в прошедшем веке — о Великой Отечественной войне и Победе? Ведь сказано — если выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки. Изображая прошедших войну людей практически поголовно носителями посттравматического синдрома, безумия и извращений, Балагов выносит приговор не только прошлому, но и настоящему и будущему, объявляя целый народ бесплодным — не физически, так душевно и духовно. Что ж, и такая точка зрения, наверное, имеет право на существование. Но нужно ли соглашаться с нею? Думается, что мы не имеем на это права морального. Во имя жизни.