Полет в страну чудовищ

Павел СУРКОВ

07.06.2019


«Годзилла 2:
король монстров»
США, Япония, 2019

Режиссер Майкл Догерти

В ролях: Кайл Чандлер, Вера Фармига, Милли Бобби Браун, Кэн Ватанабэ, Чжан Цзыи, Брэдли Уитфорд, Салли Хокинс, Чарльз Дэнс, Томас Миддлдитч, Аиша Хайндс и др.

13+

В прокате с 30 мая

Когда в 1954 году на японских экранах появился Годзилла — ​огромный ящер, огненным дыханием способный уничтожить полгорода, — ​мало кто мог предположить, что персонаж окажется культовым. Однако «Годзилла 2: король монстров» стал уже 35-м фильмом, где действует легендарное чудовище. Чем объясняется столь длительная кинобиография существа и чему учит новая картина?

Свежий «Годзилла» — ​третий проект франшизы MonsterVerse, новой серии, запущенной компанией Legendary Pictures, в которой фигурируют различные киногиганты. Ключевая идея: мы не одни на планете, давным-давно на Земле царствовали Титаны — ​циклопические создания, древние, как сама природа. Эти первозданные особи, вместе с наступлением цивилизации попрятались, дабы в определенный момент покинуть свои убежища и нанести последний удар по зарвавшемуся в прогрессе человечеству.

Первый фильм — ​«Годзилла» 2014 года — ​фактически вернулся к той самой метафоре, с которой начиналась оригинальная серия. Ключевой угрозой тогда становилось не чудовище, а атомная энергия — ​гигант являлся лишь симбиотом силы атома (напомним, он может «подзаряжаться» от источника энергии и фактически представляет собой ходячий ядерный реактор). Когда-то японцы, создавая Годзиллу, отрефлексировали в нем трагедию Хиросимы и Нагасаки — ​сегодня серия MonsterVerse говорит в принципе о новом дискурсе взаимоотношений человека и окружающего мира. Самоуверенные и близорукие, мы думаем, что знаем все, хотя не замечаем гигантских чудовищ, тысячелетиями живущих рядом…

Данная тема продолжилась и во втором фильме «Конг: Остров черепа», где солирует огромная культовая обезьяна, которая вступила в схватку с ввалившимися в ее первобытную обитель военными. Именно поэтому в финале гигант остается на родном острове, целый и невредимый, а люди возвращаются в свою реальность, где есть место вертолетам, автоматам, машинам и прочей технике. Конг же справится как-нибудь самостоятельно.

Впрочем, уже в сцене после титров (да, в этой серии, как и в фильмах Marvel, есть подобные обязательные кадры, заключающие чуть ли не самые интересные смыслы картин) становилось ясно, что далее будет явлена целая орда гигантских чудовищ. Создатели не обманули: во втором «Годзилле» нас ждет настоящий парад монстров, на любой вкус.

«Годзилла 2» — ​это, прежде всего, лента о противостоянии идеологий. С одной стороны, есть корпорация «Монарх», куда входят ученые: например, профессор Серидзава (Кэн Ватанабэ), изучающий гигантского ящера, или доктор Эмма Расселл (Вера Фармига), на долю которой выпадает огромная бабочка Мотра. Главный оппонент организации — ​полковник Алан Джона, отставной военный, а ныне экологический террорист, полагающий, что монстров надо не изучать, а выпускать на свободу, вернув им истинную власть над миром: человечество загадило всю планету — ​так пусть же сгинет цивилизация!

На историю экотеррора накладывается семейная драма доктора Расселл — ​первое пришествие Годзиллы разрушило ее семью: сын погиб под лапой ящера, муж — ​доктор Марк (Кайл Чандлер) — ​не выдержал трагедии и ушел в запой. Оставшаяся в живых дочь разрывается между родителями в надежде их примирить, в то время как отец живет прошлым, а мать пытается самоопределиться с настоящим — ​что же ей все-таки надо: сохранить семью, изучать чудовищ или не допустить экологическую катастрофу?

Фильм изобилует отсылками к двум предыдущим частям и внутренними «пасхалками». Самая забавная из них — ​выбор Кайла Чандлера на роль доктора Марка Расселла. Когда-то он сыграл в «Кинг Конге» Питера Джексона незадачливого актера Брюса Бакстера, который должен был вызволить из лап обезьяны главную героиню, но струсил. Правда, на сей раз его персонаж проявляет чудеса смелости, ради спасения собственной дочери не пасуя ни перед одним из монстров.

А тех, надо сказать, хватает. Помимо собственно Годзиллы и упомянутой Мотры, мы увидим гигантского птеранодона Родана, свившего гнездо в жерле вулкана, и главного злодея — ​трехглавого Кинга Гидору, циклопическое воплощение Лернейской гидры, почти бессмертного — ​у него с легкостью отрастают срубленные головы. При этом Гидора — ​не порождение нашей Земли, он инопланетное существо, чуждый и остальным Титанам, и человечеству. Неудивительно, что Годзилла, являвшийся символом внешней угрозы, в этот раз «играет» за людей — ​ведь если допустить победу пришельца, от планеты вообще ничего не останется.

За кажущейся простотой новый «Годзилла» — ​главным образом фильм о рефлексии страха. О том, что фундаментальная беда человечества, способная повлечь в прямом смысле вселенский катаклизм, — ​наша уверенность в том, будто мы понимаем первозданную логику. А на самом деле дети природы живут по своим законам. И задача ученого — ​не столько вмешиваться в них, сколько понимать, ища логику и способ коммуникации. Потому, когда Марк Расселл переступает через желание отомстить и остается с Годзиллой, — ​это, пожалуй, самый пронзительный момент фильма: встречаются человеческое и хтоническое, и они, кажется, понимают друг друга.

Отметим и отличный саунд картины: монстры ревут с помощью отреставрированных и усиленных звуков из японского кино 50-х. Так что новый «Годзилла» — ​достойный наследник предшественников: не случайно он посвящен памяти Харуо Накадзимы, актера, десятилетиями прятавшегося в резиновом костюме ящера и неуклюже размахивавшего бутафорскими лапищами в оригинальных фильмах.

Продолжение ждет нас уже через год: два главных монстра Востока и Запада встретятся в роковой схватке — ​четвертым фильмом серии станет «Годзилла против Конга», и мы наконец выясним, кто кого. Правда, в оригинальной ленте 1962 года произошла боевая ничья, оба отправились домой: Годзилла — ​в океанские глубины, Конг — ​на Остров черепа. Что конкретно произойдет в новой американской франшизе — ​увидим скоро. Пока ясно лишь то, что позабывшее о бережном отношении к природе человечество снова столкнется с реальной перспективой глобальной катастрофы.