Нам снится пепел

Павел СУРКОВ

24.05.2019


«Чернобыль»
США, Великобритания, 2019

Режиссер Йохан Ренк

В ролях: Джаред Харрис, Стеллан Скарсгард, Эмили Уотсон, Джесси Бакли, Адам Нагаитис и др.

18+

Премьера 7 мая

Вышел сериал «Чернобыль» — страшное повествование о самой известной техногенной катастрофе советского периода.

От западных фильмов про СССР априори ждешь либо развесистой клюквы, когда, как в бондиане, возникнут генералы Пушкин и Гоголь, либо обличительной драмы, где в центре повествования — мучения советского человека, раздавленного машиной коммунистической пропаганды. Потому, когда вдруг появляется кино с претензией на иную мораль, но затрагивающее одно из самых трагических событий недавней истории — поневоле всматриваешься, ищешь подвох. Обнаружить его, как правило, удается, но с большим трудом. Именно так происходит с сериалом «Чернобыль», затмевающим по уровню накала страстей нашумевшую «Игру престолов».

«Чернобыль», снятый всесильным HBO, — мини-сериал. Повествование плотно спрессовано — и из-за краткости формата кинематографическое высказывание становится еще глубже и страшнее.

В центре — судьба и фактическое противостояние двух людей: академика Валерия Легасова (Джаред Харрис) и заместителя главного инженера Чернобыльской АЭС Анатолия Дятлова (Пол Риттер). Сюжет взят из реальной жизни: по итогам расследования причин аварии Дятлов был осужден, но Легасов, представивший в МАГАТЭ результаты своего разбирательства, заявил, что виной всему не только халатность руководства станции, но и управленческая система в целом, допустившая ошибки в проектировании и скрывавшая масштабы бедствия.

До сих пор толком не определено, какая из версий более соответствует истине. Легасов, кстати, жестоко пострадал за свое усердие: он реально провел четыре месяца на пепелище четвертого энергоблока, получил огромную дозу радиации — умер, впрочем, вовсе не от этого. После сделанного доклада Валерий Алексеевич покончил с собой — и именно со сцены самоубийства начинается сериал.

Дальше действие переносится в Припять, в ночь аварии, и мы видим, как стремительно разворачиваются события. Вот рванул реактор — раскаленные осколки графитовых стержней разлетелись вокруг. Вот работники станции не могут поверить в случившееся — такое, по их мнению, в принципе невозможно. Вот пожарный, вызванный по тревоге, успокаивает жену, что «там всего лишь гудрон горит на крыше». Вот местный партийный босс заявляет: «Учение Ленина завещало нам, что никаких катастроф быть не может, и потому — город эвакуировать не следует». И вот — самый страшный кадр: любующиеся заревом жители Припяти и танцующие дети, на которых с неба летит радиоактивный пепел. Донельзя инфернальное зрелище!.. Сценарий «Чернобыля» — предельно жесткий и любая попытка соскользнуть в романтику цинично перебивается появлением на экране подлинного профессионала. Медсестра в больнице спрашивает у врача, есть ли у них запасы питьевого йода: она все понимает, догадалась раньше остальных. зампред Совмина Борис Щербина (это, похоже, одна из лучших ролей Стеллана Скарсгарда) отдает по телефону первые приказы — его решение эвакуировать Припять спасет множество жизней. Есть и выдуманный персонаж — Ульяна Хомюк (Эмили Уотсон) — она по странному стечению обстоятельств связана со всеми ключевыми событиями катастрофы, станет участником и свидетелем чернобыльского ужаса.

Ненужного пафоса «Чернобыль» во многом оказывается лишен: партийные чиновники, конечно, выглядят туповатыми и идеологически зомбированными, но вот судьбы обычных людей прописаны и показаны максимально ярко и убедительно. Пожарных, сотрудников станции, шахтеров — всех тех, кто в прямом смысле отдаст свои жизни, стремясь остановить расползание радиации.

Однако необходимо отметить, что в сериале немало исторических неточностей. Например, речь Легасова в МАГАТЭ пронизана обвинениями в адрес руководства страны, чего в реальности быть не могло. Мы видим массовую гибель людей уже в день аварии, что тоже неверно. Над станцией вьется густой черный дым — и это опять же несомненный перегиб, ставящий целью нагнать побольше страха на зрителей.

Но зато здесь вы не услышите что-то вроде хрестоматийного: «Kakie vashi dokazatel’stva?», персонажи — по-настоящему живые, а горящий реактор пугает сильнее драконьего пламени. «Чернобыль», безусловно, будут сравнивать с финальным сезоном «Игры престолов» — оба проекта вышли одновременно на одном интернет-сервисе. И надо сказать, история борьбы за Железный трон существенно меркнет по сравнению с драматизмом жизней Легасова, Дятлова и Щербины. И блестящая актерская игра, и аккуратное восстановление быта — все это бесспорно работает в плюс сериалу…

…Мое школьное детство пришлось на 80-е. О подвиге пожарных майора Телятникова и лейтенанта Правика мы узнали вместе со взрослыми, и эти имена приравнивались нами к героям Великой Отечественной. Поколение, растущее в ожидании глобальной ядерной войны, не могло поверить в «радиоактивные осадки» под Брянском и Смоленском. «Чернобыль» достает из нас этот страх — точно показывая: причин кошмара может быть много, нет ничего однозначного, как нет и никакого злого умысла в том, что случилось. Имелись ли шансы предотвратить трагедию? История и создатели фильма умалчивают. Но то, что простые советские люди, оказавшиеся в горниле ада, боролись до конца — это и есть самая жуткая правда катастрофы. И если система, невольно ставшая причиной аварии, научила их верности долгу — то, значит, не так уж она была плоха и не так уж были уродливы ее лидеры, как пытается убедить HBO.

Сериал успел собрать множество откликов в Сети. И лучший результат в том, что зарубежные зрители не обсуждают картинные кошмары советского строя, а не перестают удивляться: «Мы и не знали, что эти ребята были героями». В подобном, пожалуй, и заключается главная ценность «Чернобыля». Никто не забыт и ничто не забыто.