Какая нудная игра

Алексей КОЛЕНСКИЙ

14.03.2019


«Гурвинек:
Волшебная игра»

Россия, Чехия, 2018

Режиссеры: Мартин Котик,
Инна Евланникова

6+

В прокате с 7 марта

На экранах — «Гурвинек: Волшебная игра» Мартина Котика и Инны Евланниковой. Полтора года назад первый высокобюджетный копродукт с участием российских аниматоров окупился в европейском прокате, но с Россией веселому человечку не повезло. Пока продюсеры и прокатчики спорят, кто виновен в провале, попытаемся разобраться, чем иностранный герой не угодил нашей публике.

Судьба старейшего персонажа «Клуба веселых человечков» была непростой с самого рождения в 1926 году. Вместе с отцом марионетка стала звездой первого профессионального кукольного театра «Спейбл и Гурвинек» в центре Праги. Созданные Йосефом Скупой и Густавом Носеком марионетки едва пережили оккупацию, а в конце пятидесятых у любознательного пучеглазого мальчугана началась новая, рисованная жизнь в журнале «Веселые картинки». Но у советской детворы именитый чех популярностью не пользовался — вероятно, сказалась разлука с родиной и папашей, хитрованом Спейблом. Уже тогда сказки «братских» народов приживались у нас с трудом. Однако четыре года назад Мартин Котик решил воскресить дуэт и нашел финансирование в России. Работа не клеилась с самого начала. На разных этапах производства к проекту подключались семь сопродюсеров, восемь сценаристов и три режиссера. Команда менялась, но от сценарной немощи «Гурвинека» это не избавило. Главной ошибкой стало «осовременивание» персонажа. Из активно вмешивавшегося в дела взрослых уличного парнишки он превратился в домоседа, фаната компьютерных игр. Тут же обессмыслилась сюжетная линия Спейбла — родитель стал Гурвинеку неинтересен. Зато, пройдя очередной уровень аркады, чадо обрело статус гейм-мастера. Как ни странно, это звание что-то значит не только в симулякре, а имеет вес в самом что ни на есть сказочном мире.

Покинув отчий дом и чудом проникнув в музей игрушек, Гурвинек обнаруживает оживляющий экспонаты артефакт. Пытаясь избежать сопоставления волшебного предмета с оцифрованной репликой, авторы смастерили нечто вроде карманных часов без оболочки. Но, поскольку рядовой геймер с механизмом не совладал бы, они наделили Гурвинека счастливым даром повсюду втыкать магическую штуковину и «подзаводить» ею открывающиеся порталы.

Как только сорванец оживляет очередную группу марионеток, те принимаются водить вокруг него хороводы и на все лады прославлять своего реаниматора. Остается лишь избавить их от бывшего, так же ожившего, кукольного мастера — прежнего обладателя артефакта, желающего с его помощью превратить жителей города в подвластные ему механизмы. Хорошо еще авторы не додумались, что может сотворить с гражданами дебиловатый геймер Гурвинек.

Единственно, что примиряет с примитивным сюжетом, блестящая работа художников-аниматоров, умудрившихся создать красивый фантик для пустышки. Понимая, что второго шанса украсить чешское детство российский бюджет не подарит, мультипликаторы смастерили впечатляющую сказочную вселенную, напоминающую ярмарочную карусель, где можно и «со слоненком подружиться и поймать перо жар-птицы». Роль слонопотама подарили конкуренту Гурвинека — бывшему кукольному мастеру, а пернатое чудо заменили обаятельно-добродушным игрушечным драконом.

Персонажи и локации анимированы с любовью и вкусом. Тем более поразительно, что проживающий в чудесном городе, срисованном с дюжины готических жемчужин Чехии, и шалящий в смахивающем на пещеру Али-Бабы кукольном музее малец предпочитает реальности компьютерный мир.

Однако злоключения «Гурвинека» на этом не закончились: чиновники и прокатчики не сумели договориться о дате кинопремьеры. Обстановка накалилась, когда бельгийскому мультику-конкуренту «Королевский корги» было отказано в прокатном удостоверении. В ответ киносети объявили бойкот «Гурвинеку». В итоге мультик собрал 15 миллионов рублей вместо запланированных двадцати пяти. Теперь все участники истории обмениваются взаимными обвинениями. Но на самом деле бойкот стоило бы объявить экспертам Фонда кино, поддержавшим финансирование этого хилого сюжета.

Некрасивая ситуация, сложившаяся вокруг проката «Гурвинека», даже вынудила Ассоциацию владельцев кинотеатров выступить с предложением поддерживать в прокате лишь определенное количество фильмов российского производства. По их мнению, таких лент должно быть не больше десяти.

Комментируя данную инициативу, председатель Комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская отметила, что государство может пойти навстречу профессиональному сообществу. «Любые инициативы и нововведения должны опираться на позицию профессионального сообщества, тех людей, которых эти нововведения непосредственно коснутся. Это особенно важно, когда речь идет о таком чувствительном вопросе, как протекционизм в кино», — сказала Ямпольская Федеральному агентству новостей. Депутат подчеркнула, что если уж и вводить протекционистские меры, то делать это надо открыто. «Правила должны быть ясными, четкими, публичными, понятными всем игрокам рынка. Не должно быть никаких закулисных договоренностей, неформальных рычагов воздействия. Российское кино вполне достойно честной борьбы, пусть оно и не всегда выходит победителем», — подчеркнула Ямпольская.