Ах, Алита, как бы нам встретиться

Алексей КОЛЕНСКИЙ

14.02.2019


«Алита: Боевой ангел»
Канада, Аргентина, США, 2019

Режиссер Роберт Родригес

В ролях: Роза Салазар, Кристоф Вальц, Дженнифер Коннелли, Махершала Али, Эд Скрейн, Джеки Эрл Хейли, Кин Джонсон, Эд Скрейн, Джефф Фэйи, Каспер Ван Дин, Эндрю Нортон

16+

В прокате с 14 февраля

В прокате стартует фэнтезийная киберпанковская сказка «Алита: Боевой ангел», созданная по мотивам японской манги Робертом Родригесом и Джеймсом Кэмероном.

В 1999 году Гильермо Дель Торо посоветовал будущему автору «Аватара» посмотреть двухсерийное аниме «Сны оружия», снятое на основе манги Юкито Кисиро. Мультик категорически не нравился японскому сказочнику, но очаровал Кэмерона, и голливудский режиссер решил перенести историю девушки-киборга в собственную 3D-вселенную. Он тщательно продумал дивный новый мир, упаковал его в оригинальный сценарий, но, увлекшись летучими гуманоидами, спрятал заготовку в стол.

Двадцать лет спустя прогресс цифровых технологий вдохновил Кэмерона поручить воплощение замысла Роберту Родригесу, поставившему первый целиком виртуальный фильм «Дети шпионов 3: Игра окончена» в 2003-м. Отвечавшая за спецэффекты «Аватара» компания Weta Digital также вошла в проект, детально проработав городские ландшафты и мимику компьютерных персонажей — вплоть до управления подвижной лицевой мускулатурой.

2568 год, три столетия назад отгремела последняя война между мирами. На Земле выжили два города: нижний и верхний. Айрон-таун смахивает на руины Вавилонской башни. А над ними, подобно недосягаемой мечте о совершенстве, парит Залем — реплика летающего замка Лапута. Путь в элитарный парадиз обитателям нижнего города заказан. Всем, за исключением одного — будущего чемпиона экстремальной игры моторболл. В этих состязаниях, напоминающих гонки «Формулы-1» с элементами баскетбола и боев без правил, сражаются исчадия биоинженерии — непрестанно наращивающие убойную мощь полулюди-полуандроиды.  

Но все меняется в тот день, когда ученый-отшельник Идосон (Кристоф Вальц) обнаруживает на свалке останки «ветерана военных действий» с неповрежденным кибермозгом и девичьим лицом. Исследователю удается реанимировать робота. Андроид делает первые шаги, учится дружить и играть. Но детство длится недолго. Алите (Роза Салазар) предстоит защитить «отца» от нападения монструозных кибербандитов, припомнить навыки прошлой жизни, обзавестись новым боевым костюмом, дебютировать на арене, встретить первую любовь и объявить крестовый поход на Залем.     

Этот контур закрученного сюжета напоминает сказки — «Три толстяка» Юрия Олеши и «Буратино» Алексея Толстого. Алита является аватаром обеих кукол. Для некогда изгнанного из Залема профессора Идосона, она — Суок. А владыке Залема и Айрон-тауна «Карабаса-Барабаса» представляется опасным бунтовщиком «Буратино» — живой отмычкой его балагана. Злодей заказывает конкурентку сподручным, заведующим моторболлом «Лисе Алисе» (Дженнифер Коннелли) и «Коту Базилио» (Махершала Али). История радует грациозными виражами сюжета, причудливыми поединками и обаятельной удалью, с которой выкидывают номера друзья и соперники героини нижнего города.

«Вы видите всю историю глазами Алиты, наивной девушки, во всем умеющей находить красоту», — обещал Роберт Родригес и не обманул. Главное откровение создателей — образ Алиты. Кибердевушка живет насыщенной, абсолютно бесшовной, личной и общественной жизнью. Это идеальная живая кукла, не имеющая ни малейшего зазора между внутренним и внешним, психикой и физикой. Живые эмоции, общение с реальными персонажами и сцены поединков создают полную иллюзию взаимодействия оцифрованной Алиты со средой обитания. Мало того, девушка диктует правила игры. Например, во время боя субтильная милашка оборачивается многофункциональным орудием ратного труда, обрабатывающим противников не конечностями, а всей, безупречно координированной поверхностью гуттаперчевого тела.

Но Кэмерон не был бы Кэмероном, если бы упустил главное — личностный прогресс виртуальной героини. Каждый эпизод похождений Алиты становится очередным этапом метаморфоз: из угловатой «вешалки» девушка превращается в изящную лань и грозную львицу, зорко высматривающую добычу.  

Есть здесь и философско-политический подтекст, на который недвусмысленно намекает указанный в начальных титрах 68-й, молодежно-революционный год.

В этом смысле «Алита» является красочной открыткой американских интеллектуалов, адресованной левацкой евроэлите, полвека назад получившей путевку в высший свет на парижских баррикадах. Заокеанские партнеры либертенов совершили единственное упущение: покончив с властью де Голля, мятежники не выдвинули послушного кукловодам Наполеона. Очевидно, американцы мечтают вновь смешать европейские карты. Но для этого следует сформулировать новую революционную повестку. Ее задаст международное политическое движение под знаменами трансгуманизма, визитной карточкой которого стала «Алита».

Сегодня толстосумы вкладываются в биотехнологии, а инвалиды учатся управлять искусственными конечностями. Недалек день, когда к чьему-нибудь телу пришьют чужую голову и речь зайдет уже не об апгрейде, а качественном изменении функционала и начинки человека. В этот момент возникнет вопрос о том, кто станет «добрым Папой Карло». А затем пробьет час «Буратин», шагающих из грязи в князи.