Люк света в темном царстве

Алексей КОЛЕНСКИЙ

16.12.2015

На экранах «Звездные войны: Пробуждение силы» — долгожданный сиквел главной научно-фантастической киноэпопеи человечества.

Поклонники ждали пробуждения звездной франшизы тридцать лет. Казалось, напрасно. От серии к серии джедайская силушка убывала, черная мощь росла... И мало кто верил, что за детским утренником «Возвращения джедая» 1983 года последует продолжение банкета. Но реаниматор «Звездных путей» и невыполнимых «Миссий» Джей Джей Абрамс доказал: все еще будет. 

Пока же наследникам вселенной Джорджа Лукаса остается лишь жить-поживать да чудес ожидать. На первый взгляд, дела идут неважно: годы летят, безнадега остается. Как при дедушке Дарте Вейдере, космические бездны бороздят черные крейсеры Первого ордена. На окраинах Вселенной партизанят герои Сопротивления. Соперники убеждены: Сила последнего рыцаря — скрывшегося в неизвестном направлении Люка Скайуокера — станет решающим аргументом в затянувшейся борьбе. Поэтому за карту с координатами убежища героя готовы пожертвовать всем. 

Волей случая хранителем документа становится застрявший на второстепенной планете дроид серии R2-D2. Рассчитывать роботу особо не на кого. Случайно обнаружив пылесосообразную железяку, мусорщица Рей (Дэйзи Ридли) и имперский дезертир Финн (Джон Бойега) спасают «сейф» на ветхом космическом корабле «Тысячелетний сокол», который вскоре берет на абордаж его бывший хозяин. Хан Соло (Харрисон Форд) клянется доставить бесценный груз Генералу Лее, возглавляющей Сопротивление. Не тут-то было — беглецов настигает крейсер черного рыцаря Кайло Рена (Адам Драйвер). Похитив прекрасную мусорщицу Рею, он заточает ее в каземате черной планеты, превращенной в лазерное оружие невиданной мощи. Фокусируя энергию ближайшей звезды, Орден принимается испепелять свободные миры. Генерал Лея (Кэрри Фишер) поручает Хану с Финном проникнуть в цитадель, отключить защитный экран и отправляет своих пилотов на абордаж «машины смерти». Тем временем пленница, освободившаяся из оков с помощью пробудившейся в ней легендарной Силы, спешит сразиться с похитителем. 

В отличие от предыдущих и последующих глав похождений звездных воинов, эта осталась непронумерованной. Концептуальное решение: спасая космическую сагу, самый высокооплачиваемый голливудский режиссер превратил «Звездные войны» в атмосферную рождественскую сказку. 

«Мытарства» на далеких орбитах здесь выглядят не более осмысленно, чем блуждания беспризорных сирот, их поединки едва-едва не превращаются в потасовки, а побеждает дружба. Головокружительные приключения сыплются на Финна и Рею, словно из рождественского мешка. Им то и дело подставляет ножку плохиш Кайло, но на выручку приходят могучие гномы Хан и Лея. Сама собой обнаруживается и палочка-выручалочка, она же — легендарный меч, который неспроста припрятал у всех на виду добрый волшебник. В данном случае — не Мерлин, а убеленный сединами Люк Скайуокер (тот самый Марк Хэмилл). 

В 1977 году вдохновленный монографией Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой» Джордж Лукас доказал, что ребячливость не вредит героическому пафосу — в случае, если движущей Силой истории становится бунт пылких детей против бессердечных отцов. Воспользовавшись рецептом мэтра, Джей Джей Абрамс ослабил напряжение между полюсами, представив темных и светлых новобранцев «Звездных войн» простаками, не ведающими о своем великом предназначении. 

При этом источником наполняющей их силы становится не бойкий монтаж аттракционов, а околдовывающая речь рассказчика. Как вдохновенный шарманщик, Абрамс вращает 3D-барабан, подобно калейдоскопу, окутывая и укрупняя каждую переделку, оплеуху и сальто-мортале зноем бескрайних пустынь, холодом заснеженных лесов, мерцанием космических бездн. И, право слово, хочется, чтобы эта песня не кончалась.