«Паразиты» взяли «Оскар»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

10.02.2020

В ночь на 10 февраля случилось чудо: сатирическая трагикомедия Пон Чжун Хо «Паразиты» собрала самый внушительный урожай оскаровских статуэток.

Корейская лента забрала 4 приза из 6 главных номинаций, включая награды за «лучший фильм», «режиссуру», «сценарий» и «иностранный фильм». Тот факт, что академики допустили иностранную картину до финальных состязаний за американское «золото» и впервые в истории присудили ей победу, уже является сенсацией. Не менее любопытна содержательная суть победы «варяга» над пафосно-пацифистским «1917»-м Сэма Мендеса, правым «Джокером» Тодда Филлипса, традиционалистским «Ford против Ferrari» Джеймса Мэнголда, затянутым «Ирландцем» Мартина Скорсезе и единственным киношедевром в списке — «Однажды в... Голливуде» Квентина Тарантино. 

«Паразиты» — типичная артхаусная лента с двойным дном. Семейка мелких воришек втирается в доверие к состоятельной чете и, успешно имитируя компетентных слуг, обживается как у себя дома. В итоге особняк оказывается опустошен. Сюжетно сюрреалистическая сатира Чжун Хо рифмуется с классической «Виридианой» Луиса Бунюэля, а образно — с каннским лауреатом позапрошлого года, «Магазинными воришками» Хирокадзу Корээды. Японец раскрыл тему выживания мелких аферистов в сентиментально-лирическом ключе. Оскаровский лауреат оказался заметно левее — не говорящий по-английски Чжун Хо высмеял корейское чудо, перевернув и препарировав капиталистическую пищевую цепочку.   

Этот успех рифмуется с провалом импичмента Дональду Трампу. Фиаско демократов поставило крест на президентских амбициях лидеров партии Пелоси и Байдена, открыв дорогу социалистам во главе с Сандерсом. Очевидно, на ближайших президентских выборах они разыграют левацкую карту, и «Паразиты» эффектно подсвечивают обновленную политическую повестку «ослов» — это история про тех, кто был ничем, но стал всем, похоронив надежды среднего класса на процветание. 

Конкуренты корейца получили заслуженные премии в актерских и второстепенных номинациях: Хоакин Феникс удостоился награды за «Джокера» Филлипса, Рене Зеллвегер — за перевоплощение в Джуди Гарленд («Джуди» Гулда). Лучшие роли второго плана озолотили Брэда Питта («Однажды в… Голливуде» Тарантино) и Лору Дерн («Брачная история» Баумбаха).

Викторию отпраздновал оператор «1917»-го Роджер Дикинс, монтажеры «Ford против Ferrari» Эндрю Бакленд и Майкл Маккаскер, художники «Однажды в… Голливуде» Барбара Линг и Нэнси Хэй, композитор «Джокера» Хильдур Гуднадоуттир и Элтон Джон — за песню I'm Gonna Love Me Again, украсившую его собственный байопик «Рокетмен» Декстера Флетчера. Приз за лучший адаптированный сценарий достался Тайке Вайтити, автору антивоенной ретрокомедии «Кролик Джоджо».

Также академики отметили безупречный вкус художницы по костюмам Жаклин Дюрран в «Маленьких женщинах» Греты Гервиг, грим и прически Кадзу Хиро, Энн Морган и Вивиан Бейкер в «Скандале» Джея Роуча. Лучшей анимацией сочли «Историю игрушек 4» Джоша Кули, Джонаса Риверы и Марка Нильсена. Полнометражный документальный фаворит — «Американская фабрика» Стивена Богнара и Джулии Райхерт — рассказал о китайском бизнесмене, возродившем разоренный американский автозавод. Британская неигровая коротышка Кэрол Дайсингер и Елены Андрейчевой «Научиться кататься на скейтборде в зоне боевых действий (если ты девчонка)» воспела подрастающих афганских спортсменок. 

Абсолютным аутсайдером церемонии стал «Ирландец», не взявший ни одной из десяти номинаций. Это поражение является расплатой за триумф лауреата. В последние годы Академия активно пополняла свои ряды уроженцами третьего мира, равнодушными к американской повестке и желающими превратить  «Оскар» в крупнейший неевропейский кинофестиваль.