Арина Новосельская: «Крым пришел домой, потому что сохранил культуру»

Игорь РЯБОВ, Симферополь

18.03.2015

Празднование годовщины «Крымской весны» набирает обороты по всей стране, взоры журналистов, политиков, экспертов сейчас особенно прикованы к полуострову. С другой стороны, наступило время первых публичных отчетов — руководители новых черноморских субъектов РФ рассказывают о том, что им уже удалось сделать, строят планы дальнейшего укрепления региона. Мы беседуем с министром культуры Республики Крым Ариной Новосельской. 

культура: Каковы Ваши впечатления от первого крымского года под российским флагом? 
Новосельская: Не первый год я работаю чиновником, и всю жизнь — в системе управления культурой. В разных ипостасях, но всегда в культуре. В том числе как госслужащая: много лет трудилась заместителем министра. Конечно, такого объема дел и такого плотного графика в Крыму не было никогда. 

Сказать, что сложно всем министрам и их сотрудникам, — это ничего не сказать. Сам Сергей Валерьевич Аксенов, бывает, работает иногда больше полутора суток кряду...

Понимаете, нам нужно нагнать четверть века. Причем, в силу своего характера, Аксенов хочет не только догнать, но и обогнать какие-то российские субъекты, тем более что у Крыма все для этого есть. Потрясающий регион: горы, море, степи шикарные, поцелованный Богом край.

Крым догонит и перегонит кого угодно. Уверена, что команда, частью которой я являюсь, сделает ту работу, которая нам предстоит. Задачи очень высокие. 

культура: Во многом благодаря культурной идентичности Крыма и России сохранялась их связь последние 23 года...
Новосельская: Когда все время бьют по голове, человек в какой-то момент принимает сгорбленную форму. Как было выжить, если киевское правительство платило всей отрасли зарплату? Однако, например, Крымский академический украинский музыкальный театр имел только 30 процентов украинского репертуара, остальное — на русском. Каждый пытался внести свою лепту в сохранение русской культуры.

Нам запрещали демонстрировать фильмы на русском, даже современные российские картины выходили с переводом. Слава Богу, у нас была подведомственная организация «Киновидеопрокат», в их маленьком зальчике все эти годы бесплатно для всех жителей Крыма показывали и ретроспективы, и архивные фильмы, и современные, и лучшие зарубежные — на русском языке.

культура: Практически подпольный показ.
Новосельская: Можно и так сказать. Дело не только в кино. Нам пришлось много пережить различных унижений, отстаивая свое право мыслить по-русски. Сразу вспоминаю историческую встречу президента России, премьера и всех первых лиц Крымского федерального округа 14 августа 2014 года, когда на протяжении четырех часов они беседовали с деятелями культуры. По результатам этой беседы были даны поручения, которые сейчас мы реализовываем. 

Министерство культуры — это завод, который должен вырабатывать счастье. У каждого министра в правительстве своя зона ответственности: кто-то отвечает за то, чтобы была бесперебойная подача воды, света, продуктов питания, кто-то — за то, чтобы работали порты, торговый флот. Задачи культуры — созидание на базе традиций. Верхний слой роскошного торта, именуемого крымской культурой, он, безусловно, самый красивый. Начинка, которая внутри, — тяжелый труд десятков тысяч людей, кровь, пот и слезы, — это сохраненные традиции. Ведь Крым пришел домой только потому, что была сохранена культура.

Вот сейчас мы готовимся к открытию у нас в Крыму в рамках Года литературы 22-й Международной конференции «Крым-2015. Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса». Значение этого события очень высоко. Обдумываю, что надо будет сказать библиотекарям. Хочу прежде всего им поклониться — каждому. Труд библиотекаря не так виден, как труд, например, сельхозпроизводителя. Но они тоже свое зерно в землю бросают. 

культура: Из чего состоит крымская культура в административном плане?
Новосельская: Самые крупные отраслевые направления — это прежде всего музейное дело, заповедники, роскошные парки, библиотеки и архивное дело. Огромная сфера — искусство, выставочная деятельность. Много концертных залов в крупных городах — Симферополе, Ялте, Севастополе. Мне это особенно близко, я ведь по первому образованию музыкант. У нас четыре академических театра, это много, если взять в процентном соотношении с количеством жителей. Академический театр — это ведь статус. Даже Крымский русский драматический театр имени Горького в Симферополе, очень старый и очень традиционный, в Советском Союзе имел статус «внекатегорийного», что является весьма высокой оценкой.

У нас четыре учебных заведения. Один вуз — Университет культуры, искусств и туризма. Недавно отметило столетний юбилей музыкальное училище, его основал С.В. Рахманинов. Крымскому художественному училищу им. Н. Самокиша исполнилось 75.

культура: У русского человека особая психология: предположим, он живет в Москве и никогда не был во Владивостоке, но считает его родным городом. Когда люди, связанные с культурой, артисты, например, приезжают в Крым, что они считают своим? Что тут для них — родина? 
Новосельская: Очень неоднозначный вопрос, постараюсь ответить предельно честно. Артисты артистам рознь. Безусловно, большинством деятелей культуры, которые, как сейчас говорят, «заходят» в Крым, движут патриотические чувства. Они хотят сделать здесь что-то доброе. Прежде всего это касается представителей академического искусства, руководителей творческих вузов, больших кинокомпаний, фондов, творческих союзов. Не говорим о чиновниках — понятно, что мы все общаемся и «дружим» по долгу службы. Но есть и процент творческих людей, которые ищут в Крыму только удовлетворения своих корыстных интересов. Чаще всего это шоу-бизнес.

культура: Расскажите о Ялтинской киностудии. Какова ее дальнейшая судьба?
Новосельская: Сегодня Республике Крым принадлежит вся Ялтинская киностудия. Она состоит из нескольких территорий. Есть историческая часть, которая расположена по улице Севастопольской, близ Приморского парка. И есть знаменитый Поликуровский холм. Там находится база киностудии. Где, например, есть уникальный, единственный на территории бывшего Советского Союза бассейн с горизонтом моря, позволяющий снимать самые сложные фильмы в духе «Пиратов ХХ века». 

Еще там уникальная коллекция костюмов, старинных автомобилей. Сама по себе территория — около 14 гектаров. Красивейшая, заповедная. 

Ялтинская киностудия в украинский период была, как бы это помягче сказать, выкуплена за мизерные средства. Мы провели десятки финансовых инспекций, хотели быть честными по отношению к себе, обратились к независимым аудиторам. Несколько раз проверили наши предположения, доводы, материалы, предоставленные экс-владельцами. Киностудия была выкуплена в три этапа, примерно по 45–50 рублей за квадратный метр. Я не оговорилась: не тысяч, а просто рублей.

Бывшие собственники делали какие-то вложения, и поэтому республика вышла с предложением о выкупе студии. Не могу назвать сумму, это информация для закрытого пользования, но речь идет об очень приличных деньгах, в разы превышающих затратную стоимость собственника. Начался переговорный процесс, бывшие собственники назвали коммерческую цену. Но там были такие схемы выстроены... Представьте, что вы владелец квартиры, сами себе ее сдаете, сами начисляете арендную плату, сами себе должны, сами с собой судитесь, сами у себя выигрываете и так далее. 

Историческая часть была нами национализирована моментально. А кинопавильонная, на Поликуровском холме, — недавно. И уже окончательно.

культура: В итоге какой теперь у киностудии статус? 
Новосельская: Статус государственной собственности. Объект принадлежит Республике Крым полностью. Между министерством культуры РК, Госфильмофондом, Союзом кинематографистов и Российским фондом культуры подписаны четырехсторонние соглашения, по которым этими организациями взяты обязательства о финансировании киноиндустрии и ее возрождении.

Ялтинскую киностудию будет развивать министерство культуры Республики Крым — это основной исполнитель, идейный вдохновитель. Но мы понимаем, что нам не справиться без федерального бюджета, без таких «акул» кинодела, как Никита Сергеевич Михалков, Станислав Сергеевич Говорухин. Мы в очень тесной дружбе с ректором ВГИКа Владимиром Сергеевичем Малышевым, ему я очень благодарна за сотрудничество.

Хорошим подспорьем будет международный кинофестиваль, который состоится в конце сентября, он называется «Евразийский мост». В прошлом году он открылся премьерой «Солнечного удара» Никиты Михалкова. 

культура: Ялтинская киностудия — жемчужина крымского кино. Но и в Евпатории, где собралась очень хорошая управленческая команда, готовы создать индустриальную площадку для приема кинопроизводителей. У них два проекта, направленные на развитие образовательного кластера, — «Цифровая долина» и кинопарк со школой и кампусом. Наверное, было бы разумно любую подобную идею встраивать в концепцию развития Ялтинской киностудии? Все-таки Ялта — исторический центр кино, но нужны территории для размещения офисов компаний, постройки новых павильонов и другой логистики. Большая площадка для различных студий.
Новосельская: Евпатория может себе позволить: у них огромные пляжи, степная часть, где можно выстроить большие павильоны и работать. В этом отношении очень привлекателен и Кировский район, Ленинский район, восточная часть Крыма.

культура: Чрезвычайно богата крымско-татарская культура. Планируете создавать ее центр? 
Новосельская: А вы были в музее миниатюр в Евпатории? Там крымско-татарская культура представлена в полном виде, и мы будем развивать этот уголок. В Бахчисарае Мекка крымско-татарской культуры. Очень много культурных объектов в Кировском районе, в Белогорском. В Симферополе есть Республиканская библиотека имени Исмаила Гаспринского...

культура: Который говорил: место крымских татар — рядом с Россией и русским царем. Эту фразу бывшие крымско-татарские лидеры, уехавшие сейчас в Киев, стараются не вспоминать.
Новосельская: Давайте вспомним историю. Перед революцией сколько крымских татар работали проводниками? Да почти все гиды были из татар. Они великолепно знают местные достопримечательности, историю.

Президент Путин сделал такие шаги, которых никто из крымско-татарских лидеров не предпринял за 23 года, даже не приблизился к этому. Сегодня Совет министров Крыма под патронатом президента столько делает для развития культурного диалога, для позитивного настроения и взаимопонимания, что не увидеть этого может разве что слепой. Масса совместных культурных программ, есть комитет по делам национальностей, мы работаем вместе — как единое ведомство. 

культура: Расскажите, чем сейчас живет культурный Крым, что у вас «горит» в графике?
Новосельская: Над крымской культурой летает Ангел-хранитель. Недавно у главы республики состоялся разговор с президентом страны. Обсуждались потребности культуры, сохранение, восстановление, развитие памятников, заложены средства на укрепление Ливадийского дворца, на противооползневые работы. Ведь Ялта «ползет», и с этим очень сложно что-то делать. Хаотичная застройка за последние десятилетия тоже дала перегрузку. Те, кто возводил виллы, дачи, гостиницы, хотели поглубже укрепиться, сваи вбить... Кроме того, запланированы работы по восстановлению памятников садово-паркового искусства, в том числе самых знаменитых — Массандровского и Ливадийского.

Если я главе РК приношу общий план развития культуры, то по каждому подведомственному направлению, а у меня их около сорока, я знаю, кто, когда и что именно будет делать. Очень хорошая команда работает в министерстве, жестко следим за выполнением графика. 

культура: На кого Вы опираетесь прежде всего?
Новосельская: У нас на 90 процентов местные кадры, которые сейчас отстаивают свою способность работать в современных условиях в сфере культуры. Но мы приветствуем и приезд новых талантливых людей. У нас новый главный дирижер в Государственном академическом музыкальном театре, из Москвы приехал руководитель в Севастопольский русский драматический театр имени Луначарского, есть несколько заместителей руководителей музеев из российских регионов. Не такой большой процент, как в других ведомствах, потому что очень сильная собственная база. Главное для нас — дисциплина и порядок. Это та цементирующая сила, благодаря которой в нашей работе ничего не рассыпается. А творчество в каждом из нас живет всегда...