Александр Горшков и тайна золотого желудя

Дмитрий ЕФАНОВ

18.03.2015

На чемпионат мира в Китае, который начнется 23 марта, Александр Горшков отправится в качестве президента Российской Федерации фигурного катания. Он любит подчеркивать, что в равной мере переживает за всех спортсменов, но с трудом скрывает эмоции, когда на лед выходят танцевальные пары. В этом виде программы Горшков и Людмила Пахомова стали первыми олимпийскими чемпионами на Играх-76 в Инсбруке. 

культура: Той легендарной победы могло и не случиться, если бы танцы на льду в последний момент не решили включить в программу Игр. Когда узнали, что все же поедете на Олимпиаду?
Горшков: После победного чемпионата Европы в 75-м. Обрадовались. Начали строить планы, но по дороге домой вдруг почувствовал себя плохо. В Москве выяснилось, что произошел разрыв плевры легкого. Три дня лежал дома, никак не могли поставить диагноз. Наконец выяснили, что межплевральная полость начала заполняться не только воздухом, но и кровью. Сразу же отправили на операционный стол — «под нож» к замечательному хирургу Михаилу Перельману. Помню, заходит в палату небольшого роста мужчина: «Молодой человек, надо срочно делать операцию». Я отвечаю, какая еще операция? У меня чемпионат мира в Америке через полтора месяца! Он: «Молодой человек, у меня нет времени, еще две операции сегодня. Даю пятнадцать минут, потом возвращаюсь, и вы говорите «да», если хотите жить». Последняя фраза сыграла ключевую роль. Очнулся спустя шесть часов в реанимации. Через пару дней по моему требованию перевели в общую палату. Начал приседать, делать зарядку. Дежурный врач, когда узнал, что собираюсь поехать на чемпионат, странно посмотрел и сказал: ты через полгода еще только с авоськой за кефиром ходить будешь. Был не прав. Мила поддерживала, убедила председателя спорткомитета Сергея Павлова устроить просмотр.  

Вышли на каток, а левая рука выше плеча не поднимается. В итоге Мила сама руку поднимала и крутилась под ней. Так и откатались. Врачи хотели нас «завернуть», но Перельман потребовал отпустить на турнир под его ответственность. На чемпионате выступили в показательных выступлениях. Вернулись, поставили неординарный произвольный танец. И с ним вошли в олимпийский сезон.

Мой случай с серьезной хирургической операцией за год до Игр, участие в которых было нашей заветной мечтой, последующее восстановление и возвращение в сборную — всего лишь один из примеров того, с чем приходится сталкиваться спортсменам на пути к поставленным целям. Многим выдающимся фигуристам пришлось пройти через подобное испытание. Из свежих примеров могу назвать Евгения Плющенко. После операции на позвоночнике он успешно выступил в Сочи, став олимпийским чемпионом в командных соревнованиях. В свою очередь, Александр Смирнов пропустил весь прошлый сезон из-за травмы колена, потребовавшей хирургического вмешательства и длительного восстановления. Преодолев трудности реабилитации, Саша сумел вернуться в национальную команду и вместе с Юкой Кавагути завоевал золотые медали в парном катании на чемпионате Европы в Швеции.

культура: Вы с Людмилой Пахомовой выиграли для страны не только Игры-76 и семь чемпионатов мира, но и стали первопроходцами в танцах на льду, проложив для других отечественных спортсменов дорогу на олимп. Тяжело было преодолевать барьеры, возводимые иностранными судьями, которые не желали революции в этом виде программы?
Горшков: Когда мы начинали, безоговорочными лидерами считались британцы. Будучи родоначальниками танцев на льду, они создали свой стиль, который доминировал многие годы, и ему старались подражать дуэты из других стран. Естественно, на первых порах мы также старались изучить все детали и секреты английского стиля. Но быстро поняли, что если придумаем нечто новое, отличное от традиционного представления о ледовом танцевальном искусстве, то сможем свергнуть гегемонов с трона. Наш тренер Елена Чайковская предложила создать целое направление с технически сложными соревновательными программами, а для музыкального сопровождения использовать лучшие образцы отечественной культуры. Таким образом, в 69-м появился произвольный танец на музыку Родиона Щедрина «Озорные частушки», принесший нам первые золотые медали чемпионатов Европы и мира. Не буду приводить все примеры, но хотел бы отметить, что мы очень любили наш показательный номер на музыку Арама Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад». 

культура: Кто был инициатором создания пары Пахомова — Горшков?
Горшков: Здесь нужно зайти издалека. Я начинал в парном катании. Выступал в одних соревнованиях с легендарными Людмилой Белоусовой и Олегом Протопоповым. Результаты оставляли желать лучшего. Не сошлись характерами с партнершей. Однажды друг детства предложил прийти на занятия «танцоров». Сказал: у нас сейчас тренера нет, может, что подскажешь. Говорю: да что я понимаю в танцах? Но пришел, причем с коньками. Начал делать разные элементы — понравилось. Катались в ЦСКА с Ириной Нечкиной, рядом работали Пахомова и ее партнер Виктор Рыжкин. Когда их дуэт распался, Людмила предложила кататься вместе. Меня ее заявление шокировало, хотя старался не подавать вида. Все же были определенные обязательства перед Ирой. Взял паузу, но в итоге согласился. 

культура: До первой победы на чемпионате мира оставалось не так много времени...
Горшков: В 70-м в Любляне очень нервничали. Судьи тоже внесли свою лепту. После обязательного танца уезжали в гостиницу лидерами, но результаты пересчитали и подвинули нас на второе место. Устроили повторную жеребьевку стартовых номеров на произвольный танец. В день перерыва места себе не находили, зашли в какое-то кафе, где под ногами увидел маленькую блестящую штучку. Оказался золотой желудь, который вешают на цепочку. Отдал его Миле, а она говорит: это на счастье. На следующий день во всей красе представили публике революционный произвольный танец и уверенно победили. Правда, председатель технического комитета Лоуренс Демми после окончания соревнований собрал всех тренеров и раскритиковал нашу программу за то, что она была технически слишком сложной. Мол, танцам это пока не нужно, мы опередили время. Тем не менее титул чемпионов мира у нас никто не отобрал, а золотой желудь Мила стала брать на все соревнования.

культура: В детстве наверняка не мечтали о таких успехах?
Горшков: Вообще не собирался становиться фигуристом. За меня выбор сделала мама, когда в шесть лет отвела в секцию. До этого на коньках не стоял. Вот мои способности никого и не впечатлили, отсеяли без сожаления. Мама сильно переживала, но, когда немного подучился кататься, снова отвела в секцию. Подъехал к той группе, которая должна была заниматься, спрашивают: что это тебя так давно не было, болел? Покраснел, поскольку обманывать не умел, но кивнул головой. С того дня моя жизнь неразрывно связана с фигурным катанием. После ухода из большого спорта работал в Спорткомитете СССР, был главным тренером сборной команды страны. Двадцать шесть лет трудился в техническом комитете по танцам на льду Международного союза конькобежцев. В 2010-м избрали президентом Федерации фигурного катания на коньках России (ФФККР). Я люблю работу и не представляю себя без нее. Уважаю и ценю фигуристов, преклоняюсь перед талантом и самоотверженностью замечательных тренеров. Поэтому, никого не выделяя, могу лишь выразить им глубокую благодарность за бесконечную преданность нашему общему делу, результатом чего явилась блестящая победа на Олимпийских играх в Сочи.

культура: Благодаря большим победам интерес к фигурному катанию возрождается. Согласны? 
Горшков: Трудно поспорить. Интерес к фигурному катанию в стране переживает ренессанс, его популярность растет с каждым годом. Успехи на международной арене и многочисленные ледовые телешоу играют в этом вопросе первостепенную роль. 

культура: Желающих заниматься фигурным катанием становится все больше. Хватит ли на всех квалифицированных тренерских кадров? 
Горшков: Вопрос подготовки сильного тренерского состава всегда был актуален в нашем виде спорта. Негативную роль сыграл массовый отток специалистов в 90-е. По неофициальным данным, только в США в этот период начали работать более трехсот российских тренеров. Конечно, восполнить возникший дефицит в короткий срок практически невозможно. Катков все больше, а наставников высокого уровня не хватает. ФФКР находится в постоянном контакте с академиями физической культуры и спорта, совместными усилиями стараемся решать эту проблему.

Прежде всего, тренер — это педагог. Подготовка спортсменов включает в себя как обучение, так и воспитательный процесс. Здесь мелочей не бывает. Основам педагогики и психологии наряду с другими дисциплинами будущих наставников обучают в соответствующих заведениях. А эффективность применения полученных знаний в практической деятельности зависит от их опыта и профессионализма. 

Многое зависит и от юных фигуристов. Меня мама привела на каток в шесть лет, а сейчас считается нормальным, когда ребенок выходит на лед в четырехлетнем возрасте. С этого момента детство заканчивается, начинается трудовая жизнь с обязанностями и ограничениями. Приходится учиться преодолевать усталость, а иногда и боль. Подобное свойственно всем видам спорта, но у фигурного катания есть своя специфика, требующая всестороннего развития личности, без чего практически невозможно достичь высоких результатов. Фигурист должен иметь определенные знания в области хореографии, музыки, драматургии, ходить в театры и на балет. Ведь недаром существует мнение, что фигурное катание — это симбиоз спорта и искусства.

культура: Вы сами в театр захаживаете?
Горшков: Несмотря на хронический дефицит времени, супруге Ирине иногда удается вытащить меня на спектакль. Среди наших близких друзей есть известные артисты. Когда приглашают на премьеры, стараемся не отказываться.