Владимир Сальников: «Взглянул на табло, а там мировой рекорд»

Дмитрий ЕФАНОВ Александр ЛЮБИМОВ

03.12.2014

3 декабря в Катаре стартовал чемпионат мира по плаванию на короткой воде. Накануне соревнований корреспонденты «Культуры» встретились с президентом Всероссийской федерации плавания (ВФП), четырехкратным олимпийским чемпионом Владимиром Сальниковым. 

культура: Турнир в Дохе отличается от чемпионатов прошлых лет? 
Сальников: В Катаре состоится рекордное количество эстафет. C каждым годом их популярность возрастает, особенным успехом пользуется микст, где вместе соревнуются парни и девушки. Многие зрители приходят на трибуны исключительно ради столь увлекательного зрелища. Также болельщики в восторге от комплексной эстафеты, в которой участвуют по двое мужчин и женщин. Причем тренеры имеют возможность до последнего момента скрывать распределение спортсменов по этапам, что вносит элемент непредсказуемости. В этом вся фишка. Подобная система требует от тренерского штаба серьезной домашней работы. 

культура: Какие задачи поставлены перед российскими пловцами в Катаре?
Сальников: ВФП решила уйти от громогласных объявлений медальных планов на конкретные турниры. Скажу лишь, что перед молодыми пловцами стоит задача во всех видах программы обновить персональные рекорды. Это очень важно, поскольку им надо зарабатывать рейтинговые очки. 

культура: Вам есть что рассказать о преодолении рекордных планок. В первую очередь о том, как вышли из пятнадцати минут на «полуторке». В то время это считалось фантастическим достижением.
Сальников: Особенно приятно, что удалось отличиться на домашней Олимпиаде-80. Когда выходил на бортик в финальном заплыве, имея в активе два «золота», с переполненных трибун «Олимпийского» доносился немой вопрос: «Готов выиграть в третий раз и побить мировой рекорд?» Особенно тяжело дались последние 300 метров. Ног не чувствовал. Тело словно свинцом налилось. Финишировал. С трудом взглянул на табло, а там мировой рекорд — 14.58,27! Потом смотрел видеозапись и удивлялся, насколько некрасивые повороты делал, отталкивался вяло.

культура: Родные стены помогают?
Сальников: Конечно. Хотя с бассейном в спорткомплексе «Олимпийский» познакомился незадолго до Игр. Великолепные ванны, простор, вместительные трибуны очень впечатлили. Правда, при первом визите обратил внимание на множество недоделок, казалось, до начала соревнований их не удастся исправить. Но когда приехали повторно, то все было готово по высшему разряду. Гордость взяла, что в стране появился такой замечательный спортивный объект. 

культура: Атлеты из разных стран регулярно хвалят воду в «Олимпийском», говорят, она быстрая...
Сальников: Сложно поспорить, особенно учитывая, сколько здесь устанавливалось мировых рекордов. Присутствуют объективные показатели — состав воды и сколько в ней содержится солей. В «Олимпийском» соблюден оптимальный баланс плотности. Отсюда эффект легкости во время заплыва. 

культура: На Играх-84 от Вас ждали новых побед и рекордов, но из-за бойкота поехать в Лос-Анджелес не удалось. Четыре года тренировок на износ, и все напрасно. После такого разочарования не хотелось завязать со спортом?
Сальников: Было очень обидно, ведь пребывал на пике физических возможностей. Cтавил цель: побить американцев на их земле. К сожалению, все планы остались в голове. Следующий олимпийский цикл прошел неоднозначно. Случались досадные неудачи, хотя и успехи не обходили стороной. В 86-м на Играх доброй воли в Москве установил мировой рекорд на дистанции 800 метров вольным стилем. 

культура: К Олимпиаде-88 в Сеуле готовились в индивидуальном порядке?
Сальников: Функции тренера взяла на себя жена, Марина. Руководство дало «зеленый свет», пользовались тренажерным залом и бассейном в любое время. Иногда занятия проходили по вечерам, и некоторые завсегдатаи оздоровительных групп ворчали: «Мы заплатили, а тут кому-то целую дорожку отдают». До серьезных конфликтов не доходило, но иногда особо упорные граждане, несмотря на уговоры инструкторов, пытались плавать со мной на одной дорожке. Тогда приходилось прибегать к акциям устрашения. Конечно, никого не топил (улыбается). Есть не менее эффективные способы. Например, начинал отрабатывать прохождение поворота, это когда на высокой скорости делаешь кувырок-сальто, а ноги для отталкивания от бортика ставишь буквально в сантиметре от человека. Стопроцентно контролируемое движение, исполняется без особых проблем, но на упрямцев действовало безотказно. 

культура: В какой-то момент возник вопрос о попадании в команду. Не могли выполнить олимпийский норматив?
Сальников: Было такое. Трудный период, приложил все силы, чтобы морально не сломаться. 

Сальникову-младшему в тот момент шел пятый месяц. Он рос в атмосфере нервного напряжения. После утренней тренировки Марина возвращалась его кормить, как мы говорили, «сумасшедшим» молоком, он орал и отбивался от нее. В конце концов мама жены сказала: «Занимайтесь спокойно своим делом, а ребенок будет на мне». Я ей бесконечно благодарен. Готов повторять постоянно: «Галина Николаевна нас спасла!» Ситуация нормализовалась, и мне удалось поехать в Сеул. 

культура: Помните, как Вас провожали на Олимпиаду сочувственными репликами: ветеран, что он там сделает...
Cальников: А я доказал — жив курилка! Утром накануне старта четко понимал — это последний заплыв и жалеть себя не буду. Шанс заключался в том, чтобы с первых метров уйти в отрыв, иначе «съедят» молодые конкуренты. Все шло по плану, но на заключительной стометровке почувствовал — начинаю «проваливаться». Не знал, что произойдет через двадцать метров. Ощущение, будто земля остановилась. На середине последнего 50-метрового отрезка наступило даже не равнодушие, а отупение. Казалось, ноги-руки не работают или двигаются сами по себе. Зубами впился в губу. Боли не чувствую. Умер? Это финиш? Победа! Если бы дистанция была на десять метров длиннее — точно бы утонул. Помню, когда вернулся в Олимпийскую деревню и вошел в столовую, все спортсмены и тренеры разных сборных встали и аплодировали. 


Справка «Культуры»

Владимир САЛЬНИКОВ родился 21 мая 1960 года в Ленинграде.

Достижения: четырехкратный олимпийский чемпион, четырехкратный чемпион мира, пятикратный чемпион Европы. Трижды признавался лучшим пловцом планеты. Включен в Международную галерею славы. Удостоен специального приза Международной федерации плавания.