Владимир Мышкин: «Большие победы способны объединить нацию»

Александр ЛЮБИМОВ

29.05.2014

Сборная России по хоккею в блестящем стиле победила на чемпионате мира. В финальном поединке 25 мая наша дружина, в присутствии Владимира Путина, разгромила финнов со счетом 5:2. Через два дня игроки и тренерский штаб приняли участие в параде чемпионов в Москве, проехав по улицам в автобусе с открытым верхом и демонстрируя многочисленным болельщикам чемпионский кубок. 

По окончании мероприятия президент страны наградил главных героев торжества орденами Почета. Стоит напомнить, что в столице Белоруссии подопечные Олега Знарка выиграли все десять матчей. За победной поступью «Красной машины» с трибуны «Минск-Арены» наблюдал олимпийский чемпион Владимир Мышкин, который поделился с «Культурой» впечатлениями от турнира, рассказал об особенностях вратарского характера и вспомнил человека, открывшего ему дорогу в большой хоккей. 

культура: Наша сборная — лучшая на турнире по всем показателям. Cогласны, что это абсолютный триумф?
Мышкин: Отлично выступили. Ребята сделали большое дело для страны. Болельщики и ветераны ждали от команды первого места, и она не подвела. В каждой встрече сборная России играла на победу, и не нашлось соперника, способного ее остановить.

культура: Парад чемпионов в Москве впечатлил?
Мышкин: Здорово, что болельщики получили возможность отпраздновать вместе с командой. Большие победы способны объединить нацию, вызвать гордость за страну. Лично принимал участие в подобном мероприятии в 2012 году, когда наш тренерский штаб во главе с Зинэтулой Билялетдиновым привел сборную России к успеху на мировом первенстве в Швеции и Финляндии. К слову, тогда команда также выиграла все матчи, а лучшим хоккеистом турнира признали Евгения Малкина.

культура: С точки зрения организации чемпионат мира не вызвал нареканий?
Мышкин: Наши белорусские друзья провели соревнования на высочайшем уровне. В Минске был побит рекорд посещаемости первенств планеты, все службы сработали на пять с плюсом. Российские болельщики просто великолепны! Они приехали со всех уголков страны и страстно поддерживали сборную на каждом матче, создавая домашнюю атмосферу для команды. Разве можно было их подвести? 

культура: После победы в Минске пополнится список заслуженных мастеров спорта. Кстати, это звание учредили 27 мая 1934 года — 80 лет назад. Помните, как получили свой знак отличия?
Мышкин: В 79-м выиграл в составе сборной СССР чемпионат мира, а значок и удостоверение вручили спустя некоторое время, перед одним из матчей «Крыльев Советов», за которые тогда выступал. Вроде бы играли со «Спартаком», но счет уже не вспомню. Зато предыгровая церемония навсегда врезалась в память, тем более, что меня награждал легендарный Борис Майоров, в то время занимавший должность начальника управления хоккея Госкомспорта СССР. 

культура: Гордились званием?
Мышкин: И сейчас горжусь, ведь попал в число избранных людей, которые продвигали отечественный спорт на международной арене, приносили ему славу. В советское время, чтобы получить звание ЗМС, надо было выиграть Олимпийские игры или чемпионат мира. Cейчас достаточно просто попасть в призеры. 

культура: Знаете, кто первым получил почетный значок?
Мышкин: Хотите подловить? Не получится. Историю отечественного спорта знаю хорошо, ведь для нас, мальчишек, заслуженные мастера спорта были настоящими героями. Первым получил значок «железный» конькобежец Яков Мельников. Затем его коллеги Платон Ипполитов и Владимир Калинин. Также отметили легендарных футбольных братьев Старостиных и не менее известных братьев-легкоатлетов Знаменских. Среди пионеров ЗМС была и женщина. Универсальная легкоатлетка Мария Шаманова, более десяти раз выигрывавшая звание чемпионки СССР в беге и прыжках в высоту.

культура: Вы до сих пор в отличной форме. Складывается впечатление, будто вчера играли.
Мышкин: Стараюсь держать cебя в тонусе, выступаю в матчах ветеранов. Иногда выловишь сложную шайбу и думаешь: а я еще ничего. Возраста не чувствую. Каждое утро час кручу педали велосипеда. Об упражнениях на растяжку мышц тоже не забываю. Планирую и в семьдесят выходить на лед, если зрение не помешает. У меня дальнозоркость.

культура: Разделяете мнение, что вратари — народ особенный?
Мышкин: Конечно. В свое время Виктор Коноваленко говорил, что ты стоишь в воротах, а в тебя летят кирпичи. Поэтому тренировки всегда тяжелее игр, там столько не бросают. Хотя психологически сложнее во время матча. Если у полевых есть передышка, то голкипер всегда на посту. Не забьет нападающий — его только пожурят. Твоя же ошибка — гол. Легендарный Николай Пучков как-то сказал: «Володя, нас помнят не за те шайбы, которые мы взяли, а за пропущенные». Мне и сейчас бывшие нападающие напоминают о шайбах, которые они забрасывали. Причем на полном серьезе. Но при этом не говорят, что десятки раз от них же отбивал броски. Так что наше место одно, и оно самое главное. Быть вратарем — философия. В жизни голкиперы всегда более дисциплинированные, целеустремленные. Без этих качеств в воротах делать нечего.

культура: Почему представители Вашего амплуа никогда не бывают капитанами команд? 
Мышкин: Правилами запрещено. Ведь мы ограничены в передвижениях. Не имеем права переезжать за синюю линию. А значит, лишены возможности общаться с арбитрами. 

культура: Говорят, что знаменитый земляк Александр Мальцев посодействовал Вашей карьере, причем за счет своего брата.
Мышкин: Это правда. Александр Николаевич с шестнадцати лет играл в команде мастеров. Я младше его на шесть лет и в тот момент только начинал. Когда он уехал из Кирово-Чепецка и закрепился в «Динамо», это стало для ребят нашей школы сигналом к действию. Мы поняли, что даже из глубинки можно пробиться в состав элитного клуба. А с его братом Сергеем мы вместе начинали в воротах. В одном из матчей турнира «Золотая шайба», который судил Мальцев, Сергей пропустил легкий гол. Шайба катилась чуть ли не с центра площадки, а он ловушкой махнул мимо нее. Александр Николаевич подъехал и сказал: «В воротах больше не стой. Хочешь играть — иди в поле. А твое место займет Мышкин». Таким образом, он предопределил судьбу брата, который переквалифицировался в центрального нападающего. Играл в «Динамо», потом вернулся в Кирово-Чепецк, где продолжил карьеру. А я так и остался в воротах.

культура: Кто из голкиперов был кумиром в детстве?
Мышкин: Коноваленко и Зингер.

культура: А как же Пучков?
Мышкин: Его в деле не застал. В Кирово-Чепецке первая телевизионная трансляция состоялась только в ноябре 67-го — играли «Динамо» и «Спартак». «Бело-голубые» победили — 5:3. И я стал болельщиком этого клуба на всю жизнь. 

культура: Мне рассказывали, что в команде из Кирово-Чепецка Вы играли с вратарем по фамилии Собачкин...
Мышкин: Зал действительно веселился, стоило диктору объявить составы: «Номер первый — Владимир Мышкин, номер двадцать второй — Анатолий Собачкин». Потом он перестроился и стал называть фамилии строго по номерам. То есть когда доходил до двадцать второго, внимание у людей уже рассеивалось, и это звучало не так смешно.

культура: Не жалеете, что в свое время не попробовали силы в Национальной хоккейной лиге?
Мышкин: Нет. Карьерой вполне доволен. В 90-м, когда выиграл с «Динамо» чемпионат СССР, мне было 35 лет. Какая Америка? Тогда к вратарям из Европы за океаном относились скептически. Только в нынешнем веке ситуация изменилась. А в 90-х один Доминик Гашек заиграл, но это уникальный спортсмен. Наш Сергей Мыльников поехал — и на второй год сел на лавку, собрал чемоданы и домой.

культура: Значит, правильно говорят, что НХЛ очень консервативная лига?
Мышкин: Еще какая! Например, там нет ни одного главного тренера-иностранца. Или тем более генерального менеджера.

культура: Да, был только чех Иван Глинка, но и тот долго не протянул. А у нас в КХЛ иностранных наставников пруд пруди. Вы против этого?
Мышкин: Однозначно. У нас блестящая тренерская школа. Большинство иностранцев учились по системе Тарасова – Чернышева. Зачем изобретать велосипед, надо ценить своих специалистов. 

культура: Вы были так или иначе задействованы во всех московских клубах, даже в составе «красно-белых» отметились...
Мышкин: В декабре 88-го «Спартак», отправлявшийся в Штутгарт на представительный турнир «Кубок Германии», остался без основного вратаря Сергея Голошумова. Спартаковцы обратились за помощью в «Динамо», а я как раз был свободен. В итоге под руководством Бориса Майорова на закате карьеры завоевал и этот трофей. А в ЦСКА тренировал вратарей. Не довелось только в «Локомотиве» поработать, его расформировали в 83-м.

культура: Обычно ветераны ревностно относятся к клубным цветам. Например, футболисты и после завершения карьеры зачастую не общаются с теми, кто был их принципиальным соперником на поле.
Мышкин: В хоккее все проще и доброжелательнее. Несколько лет назад в противостоянии ветеранов ЦСКА и «Спартака» я защищал ворота армейцев, а другой динамовец — Михаил Шталенков — играл за «Спартак». Да и вообще в составах было много хоккеистов из разных клубов. И ничего. Бились на совесть. Друг друга не жалели. 

культура: Вратарей редко наказывают удалением. C Вами подобное случалось?
Мышкин: Один раз на десять минут выгнали. Смешная история. Во время матча судья по фамилии Замонин напортачил, и я в сердцах бросил: «Эх ты, колхозник». И получил десять минут. В перерыве в судейскую влетел председатель ЦС «Динамо» генерал Богданов и спрашивает: «За что Мышкину дали штраф?» — «Он арбитра колхозником назвал». Богданов пришел в ярость: «Что?! В Советском Союзе это уважаемая профессия! Это что ж за судья, если «колхозник» для него оскорбление?» На этом судейская карьера Замонина закончилась.