Александр Бубнов: «Капелло не мог научить нас ничему путному»

Александр ЛЮБИМОВ

07.10.2015

10 октября исполнилось 60 лет главному футбольному эксперту страны. Для него не существует авторитетов. Под огонь критики попадают игроки и тренеры, в том числе зарубежные знаменитости — Хиддинк, Адвокат, Капелло. Для молодых болельщиков Александр Бубнов в первую очередь аналитик, но старшее поколение еще помнит Бубнова-футболиста. Одного из лучших советских защитников 80-х одинаково ценили мэтры тренерского цеха, извечные конкуренты — Константин Бесков и Валерий Лобановский. 

культура: О Вашей выносливости ходили легенды, за глаза даже десятиборцем называли...
Бубнов: Было дело. За физическим состоянием всегда тщательно следил — «режимил». Будущая жена Зоя тоже сначала за десятиборца приняла.

культура: В смысле?
Бубнов: Ровно десять свиданий, после чего сделал предложение. Все четко. Кстати, нас познакомил теперь уже бывший президент Российского футбольного союза Николай Толстых, они вместе в институте учились. 

культура: В сборной СССР во времена Валерия Лобановского Вы были одним из немногих, кто не уступал киевским динамовцам в физподготовке. Каждое занятие под руководством мэтра действительно проходило на пределе?
Бубнов: Среди прочего Лобановский культивировал тренировку на скоростную выносливость. Футбольные острословы окрестили ее «тестом смерти». Я его прошел накануне Евро-88 на сборе в Италии. Первый отрезок — двести метров на максимальной скорости. Пробежал — пульс 180–200. За три минуты отдыха должен опуститься до 120. Потом четыреста метров. Я восстановился на третьей минуте. Затем еще шестьсот — полтора круга на максимуме. Чувствую, все — ноги перестают слушаться. Думаете, на этом испытания закончились? Нет. Забеги на 800 и 1200 метров никто не отменял. Многих ребят в конце истязания выворачивало наизнанку, рвало прямо на поле. Современные футболисты жалуются на плотный график матчей, но им даже не снились нагрузки, которые испытывало наше поколение. 

культура: Зато в официальных встречах команда летала по полю. 
Бубнов: Сборная под управлением Лобановского могла любого соперника подавить мощью. Валерий Васильевич взял на вооружение методику тренировок легкоатлетов. Для организма стресс сумасшедший, но если адаптируешься к нагрузкам, то в игре крылья за спиной вырастают. 

культура: Как на упомянутом чемпионате Европы 1988 года, когда наша команда остановилась в шаге от победы, уступив в решающем поединке голландцам...
Бубнов: Готовы были отменно. В полуфинале камня на камне не оставили от сильных итальянцев. Весь матч их «возили», накрыли прессингом. Лобановского потом приглашали на Апеннины — читать лекции местным специалистам. Выдающийся тренер Марчелло Липпи, который позднее привел «Скуадру адзурру» к успеху на чемпионате мира, не стеснялся говорить, что учился на основе советской тренерской методики. Они там до сих пор по конспектам Лобановского работают. Помню, еще когда готовились к Евро на базе итальянской команды в Коверчано, при выходе на зарядку каждый раз обращали внимание на человека, который старательно зарисовывает каждое упражнение. Тренировка идет, а он по-прежнему сидит на смотровой площадке и наблюдает. Стали интересоваться, что за чудак? Никто не знает. На прощальном ужине наконец познакомились. Поздоровался, подарил брелоки, представился — Фабио Капелло. Мы тогда особого внимания на него не обратили, ведь он был всего лишь помощником главного тренера сборной Италии. Вот и скажите, чему путному мог Капелло научить наших футболистов? В Англии напортачил, потом в России...

культура: За долгую карьеру удалось поработать под руководством многих наставников. Дольше всего играли у Константина Бескова в московском «Спартаке». Каким был знаменитый тренер в жизни?
Бубнов: Не любил, когда возражали. Категорично заявлял: «Я пятьдесят лет в футболе, поэтому помолчи и не говори того, чего не знаешь». Мы соглашались, поскольку понимали, какой у Константина Ивановича колоссальный багаж знаний в профессии. Он был отличным нападающим, прошел школу выдающихся тренеров, любил футбол и знал его досконально. Поэтому, когда «молодая шпана» из числа футболистов начинала перечить, быстро ставил на место. Не терпел инакомыслия и насмешек. 

культура: Боялись его разочаровать?
Бубнов: Виновных в неудачах Бесков гнобил капитально. Матом себе ругаться не позволял, но порой оскорбления перенести легче, чем его тяжелый взгляд, пробирающий до костей. Испытал это на себе, когда отношения между нами испортились. Чтобы заслужить индульгенцию, приходилось закрывать рот на замок и пахать до изнеможения. Даже после этого осадок оставался, он ведь до конца никого не прощал. Константин Иванович по натуре был человеком подозрительным. Жизнь заставила. В бытность игроком «Динамо» натерпелся, когда команду курировал всесильный Лаврентий Берия. 

культура: У Бескова были любимчики?
Бубнов: Они есть у каждого тренера, но на разборе игр все равны. Любимцам публики доставалось по полной, включая Черенкова, Дасаева, Гаврилова. Обычное дело — сегодня ты для него Пеле, а завтра — дерьмо.

культура: Вы неоднократно говорили, что после ухода Бескова «Спартак» закончился. Странное утверждение. В 90-е под руководством Олега Романцева красно-белые стали флагманом отечественного футбола...
Бубнов: В первенстве СССР Романцев не добился бы таких результатов. После распада Союза он собрал лучших ребят из тех, кто не уехал на Запад. По финансовым возможностям «Спартак» превосходил конкурентов. Успех вскружил Романцеву голову. Он решил прибрать к рукам всю полноту власти. А когда власть в футбольном клубе сосредоточена в руках одного человека, то стоит ему допустить ошибку, и все пойдет прахом. Так и произошло. От последствий, спровоцированных действиями этого человека, «Спартак» не может оправиться до сих пор.