Ален Прост: «Приход российских пилотов в «Формулу Е» — дело времени»

Борис ТИТОВ, РБК — специально для «Культуры»

03.06.2015

6 июня вдоль стен московского Кремля вновь промчатся скоростные болиды. Только теперь это будут не показательные выступления, а официальные соревнования: столица России вошла в десятку городов, где проходят этапы первого в истории чемпионата мира по гонкам на электромобилях. Накануне своего отъезда в Москву на вопросы «Культуры» ответил 60-летний Ален Прост — знаменитый пилот «Формулы-1», четырехкратный чемпион мира, а ныне совладелец одной из участвующих в «кремлевском этапе» команд. 

культура: Весь мир знает Вас как великолепного пилота «Ф-1». По окончании карьеры Вы даже владели собственной командой. Что побудило переключиться с бензиновых машин на электромобили?
Прост: Это не переключение, а расширение возможностей. Я по-прежнему связан с «Формулой-1», но поскольку компания «Рено», которую представляю, теперь занимается и электромобилями, параллельно стал участвовать и в данном проекте. На мой взгляд, очень здорово стоять у истоков нового дела. Мы развиваем перспективное направление в области электрокаров, осваиваем технологии будущего для наших городов, которые страдают от выхлопных газов. И при этом продолжаем с удовольствием заниматься традиционными автогонками.

культура: Дорогое удовольствие — создать команду для «Формулы Е»?
Прост: На самом деле, не особенно затратное. Наверное, в несколько десятков раз дешевле, чем содержание команды в «Формуле-1». При этом деньги в основном расходуются на развитие технологий. Мы не планируем много тратить на модернизацию «внешности» автомобиля или на аэродинамику кузова. Собираемся вкладывать средства в такие вещи, как двигатель, коробка передач, работать над повышением емкости аккумуляторных батарей.

культура: За свою карьеру Вы наверняка привыкли к оглушительному реву моторов. Электромобили ездят почти бесшумно, но при этом развивают скорость до 220 километров в час. Какие ощущения?
Прост: Вы правы, электромобили практически не шумят. Мы не намерены создавать гоночные электрокары с ревущими моторами, в наши планы не входит состязание по уровню громкости с бензиновыми болидами. И вообще, не стоит сравнивать «Ф-1» и электрическую «Формулу». Это разные вещи. Если «Формула-1» — это постоянное внедрение новейших мировых топ-технологий, то «Формула Е» — всего лишь электромобили, хотя и очень быстрые.

культура: Почему организаторы нового чемпионата решили унифицировать технику? Болиды, моторы, шины — одинаковые для всех.
Прост: Все верно. В первом чемпионате важно иметь именно унифицированные машины — для уравнивания шансов команд. Дальше нужно разработать правила на ближайшие пять лет. Еще не знаем, как это будет работать, но интерес со стороны публики и СМИ очень большой во всем мире. И чтобы развитие команд не пошло вразнобой, мы и решили с самого начала стабилизировать процесс.

культура: За последние двадцать с лишним лет в «Формуле-1» женщины не выступали. А в первом же «электрическом» сезоне стартовали две дамы. Будет ли серия развиваться в сторону гендерного равновесия? Или двумя гонщицами все и ограничится?
Прост: Те девушки, о которых вы говорите, уже выбыли из основного состава команд. Но вовсе не потому, что их кто-то стал притеснять по половому признаку. Просто их места в болидах заняли мужчины, которые оказались более сильными пилотами. Это спорт, конкуренция здесь высокая. Но если в поле зрения руководителей команд попадут отличные пилотессы, им обязательно скажут: добро пожаловать! Наши двери открыты для всех.

культура: А вот среди мужчин есть довольно представительная группа тех, кто выступал в «Формуле-1». Это для них новый вызов или что-то вроде почетной пенсии?
Прост: Бывшие пилоты «Ф-1» увидели: в электрическую «Формулу» пришли их коллеги из числа топ-гонщиков, которые не задействованы сегодня в «королевском» классе, и тоже решили попробовать свои силы в новом деле. Это, как я уже сказал, создало высокую конкуренцию за места в составах команд. Думаю, в следующих сезонах борьба за право выступать в «Формуле Е» будет только усиливаться. Пилоты получают возможность начать новый этап в карьере.

культура: Если в «Формуле-1» почти все соревнования проходят на специальных автодромах, то электрокары гоняют по городским улицам. Что скажете о московском этапе?
Прост: Городские соревнования здорово популяризируют электромобили. И нам важно участвовать в гонках по Москве, так как Россия — серьезный рынок. Пока у вас, насколько я знаю, ничтожно мало электрокаров. А чемпионат мира — отличный шанс показать возможности электромобилей.

культура: Ждете ли появления в электрической «Формуле» наших гонщиков и команд?
Прост: Российские пилоты уже выступают в «Формуле-1». Думаю, скоро увидим их и в «Формуле Е». И спонсоров тоже.


С ветерком вокруг Кремля

Гонки на электромобилях появились в календаре Международной автомобильной федерации в 2014 году. Чемпионат состоит из десяти этапов, которые проводятся в крупнейших городах планеты — Пекине, Буэнос-Айресе, Берлине, Лондоне… Гонка в Москве станет девятой. Маршрут спроектировал португальский архитектор Родриго Нуньес. Трасса проложена по историческому центру — Москворецкой набережной, Китайгородскому проезду, Славянской площади, улице Варварка с заездом на Большой Москворецкий мост и Москворецкую улицу. На всем маршруте временно запаяли люки, так как скорость, которую способны развивать болиды с электрическим двигателем, — более 200 километров в час. Причем до сотни «Формула Е» разгоняется за три секунды.

— Гоночная трасса в самом центре российской столицы — затея, до недавнего времени казавшаяся нереальной, — говорит генеральный директор компании-организатора московского этапа Светлана Коршунова. — Подготовка соревнований подобного масштаба требует особого подхода — должен быть выполнен целый ряд требований безопасности. Мы работаем во всех направлениях и можем определенно сказать, что это совершенно новый уровень автоспортивных мероприятий для Москвы. Технологии будущего, чистая энергия, проносящиеся болиды на фоне Кремля — уверена, все получат огромное удовольствие от этого зрелища.

Мощность двигателя гоночного авто составляет 220 кВт, крутящий момент очень высокий. По регламенту батарея должна обеспечивать работу болида на протяжении 25 минут. Поэтому пилотам необходимо использовать тактический подход к гонке. 220 кВт эквивалентны тремстам лошадиным силам. Мощность батареи можно поднять и до пяти сотен «лошадок», но тогда дистанция уменьшится вдвое. В любом случае участникам придется поменять один болид на другой, что добавит интриги.

— Мы изначально планировали проводить наши гонки в центре мегаполисов, — рассказывает директор «Формулы Е» Алехандро Агаг. — Одна из главных целей: наглядно продемонстрировать, что электромобили помогают решить проблемы загрязнения окружающей среды в больших городах. Важно, что соревнования пройдут в самом сердце Москвы, у стен Кремля. Ожидаем увидеть внушительную аудиторию.

Вход в фан-зону на Васильевском спуске обещают сделать бесплатным, однако придется отправить предварительную заявку. Зрители смогут пообщаться с пилотами, взять автографы. Пожалуй, эта часть автоспортивного праздника привлечет не меньше людей, чем события на трассе, ведь в новой серии выступают двенадцать бывших пилотов «Формулы-1», включая многократных призеров Гран-при Ярно Трулли и Ника Хайфельда.

Дмитрий ЕФАНОВ