Приходите к нам в песочницу!

Ольга АНДРЕЕВА, журналист

29.03.2023

Изрядная часть российской интеллигенции до сих пор настолько отравлена национальным самоуничижением, что искренне считает свою страну если не обителью зла, то уж точно ничтожной в цивилизационном соревновании.

Не так давно интернет-издание PublicO провело опрос. Тема для обсуждения «Проигрывает ли Россия медиавойну с Западом?» оказалась сформулирована так, что по умолчанию предполагался только один вариант ответа. Все три приглашенных эксперта — Мария Бутина, Олег Матвейчев и Константин Калачев — ответили именно так, как предполагал вопрос: да, Россия эту войну проигрывает, более того, уже проиграла и вообще на выигрыш у нее нет шансов.

Так как сам факт проигрыша уже самой формулировкой вопроса сомнению не подвергался, то обсуждалась, по сути, совсем другая тема: «А почему Россия в этой войне проигрывает?» Мария Бутина настаивала на том, что «соревноваться по ангажированным Западом правилам нет смысла». Олег Матвейчев был еще более категоричен: «Победить Запад в информационной войне нельзя, Россия сильна в горячих войнах». Константин Калачев в целом согласился с предыдущими ораторами, но добавил некоторых подробностей: «Победа России в цивилизационном противостоянии невозможна. Что Россия может предложить миру, помимо антиамериканизма? Какие ценности? Традиционные? Образ России непривлекателен; настоящих союзников нет. Для кого-то мы источник халявы, для кого-то сырьевой придаток, для кого-то мина для западного мира. Либеральная идеология нынче считается вражеской. Но что предложено взамен? Разговоры про особый путь и новый миропорядок. Многополярность в голове — это клиника». Ну, там еще много всего было и про «империю зла», и про то, что, увы, Запад проиграл борьбу за сердца внутри России.

Бедному читателю предлагалось выбрать один из трех образов России. Или мы такие ребята, которые не будут играть с Западом в одной песочнице. Или мы ребята ого-го, придем в любую песочницу и все игрушки отберем. Или мы ребята настолько ужасные, что нас ни в одну песочницу не пустят.

Нельзя сказать, что простодушный опрос PublicO вызвал большой ажиотаж. В голосовании участвовал всего 71 человек. Бутина и Матвейчев получили по 32% голосов, а сторонников «империи зла» оказалось 35%. Как подытожил редактор PublicO философ Борис Межуев, информационная война нами выиграна быть не может, то есть финансировать ее не стоит.

Неожиданный бросок к теме бюджета только добавлял шизофреничности в сам процесс этой удивительной дискуссии, обсуждающей то, что обсуждению не подлежит, и доказывающей то, что доказательств не требует. Короче говоря, собрались добрые знакомые, свои люди, поговорили о своем и для своих, поулыбались друг другу и разошлись довольные собой. Но позвольте, а как же Россия? Мы же вроде бы про нее говорили? Да с вашей Россией давно все понятно, говорят эксперты, стоя в дверях и застегивая свои белые пальто на чисто белые пуговицы.

На этой печальной ноте можно было бы и закончить. Но вот беда, именно в тот самый день, когда я мучительно пыталась выбрать из трех зеленых яблок одно красное, мне на глаза совершенно случайно попался небольшой ролик, рассказывающий об открытии 9 новых станций Большой кольцевой линии московского метро. Станции в торжественной обстановке 1 марта открывал президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин. 70 километров путей и 31 станция — это самое длинное метрокольцо в мире (второе место у метро Пекина — 57,1 км). Ролик про новое метро был прост как правда. Восемнадцать минут видео делилось на девять коротких частей, показывающих интерьеры девяти новых станций. Вот беломраморная «Марьина роща», вот «Мневники» с сияющими плазменными панелями на потолке, вот «Сокольники» со стилизованными портретами метростроевцев на стенах, вот «Нагатинский затон» с роскошными мозаичными рыбами, ну и так далее.

Новость о завершении БКЛ, прямо скажем, не порвала рейтинги в соцсетях. Ну и что, мы метро не видели, что ли? Однако скромный ролик, снятый трудолюбивыми пиарщиками московской мэрии, неожиданно привлек внимание западной публики. Ролик посмотрели около 300 тысяч иностранцев и более 4 тысяч из них оставили под ним свои комментарии. «Потрясающе прекрасное метро, - пишет некто Pilgrimm, — изумительная чистота, не то что у нас дома!!! Привет из Франции с самыми дружескими чувствами». А вот привет из Испании: «Невероятное московское метро, произведение архитектурного искусства и ультрасовременный дизайн!» Пишет Станислав из вражеской Польши: «Все станции очень красивые, сейчас это, безусловно, самая современная линия метро в Европе. Как поляк я хотел бы поблагодарить вас за то, что вы назвали одну из станций Варшавской. Приветствую жителей Москвы, я бы хотел однажды посетить ваш прекрасный город». Вот пишет злобный англосакс: «Стране, находящейся под самыми большими санкциями в мире, удается открывать новые станции метро! Удивительно! Да благословит Господь Россию!» Вот еще один англосакс: «Совершенно сногсшибательно! В Нью-Йорке мы ездим в метро с крысами. Наши поезда постоянно сходят с рельсов. Самое приятное то, что наше правительство не заинтересовано тратить деньги на собственный народ, но любит наносить ущерб другим странам». И еще один: «Как американец, я хотел бы, чтобы моя страна могла учиться у России и уважать ее вместо того, чтобы бороться с ней. Америка когда-то была образцом для всего мира. Теперь Россия является образцом. Это прекрасно».

Эти комментарии идут один за другим. Многие повторяются. Фраза «Да благословит Господь Россию!» звучит десятки раз. Каждый второй комментатор мечтает приехать в Россию. Все эти наивные американцы, французы, поляки, немцы и индусы, видимо, не в курсе того, что российские эксперты считают Россию абсолютно безнадежной по части какой-никакой внешней привлекательности. В самом деле, что мы можем предложить цивилизованному человечеству? Только самое длинное, красивое и чистое в мире метро. Только нашу удивительную историю. Только дружбу с нашим умным, талантливым и открытым народом. Только обоюдовыгодную торговлю. Только фантастическую по своей уникальности и красоте культуру. А больше, в общем-то, нам сказать иностранцам совершенно нечего. Но почему-то мне кажется, что этого набора достоинств нет больше ни в одной стране мира. И люди из этих стран это отлично понимают. Оказывается, в нашей российской песочнице может быть интересно весьма многим. Ну, кроме наших экспертов, конечно.