Покрышки, «монстрации» и «Бэнкси из Боровска»

Александр БРАТЕРСКИЙ, публицист

03.11.2021

Материал опубликован в №7 печатной версии газеты «Культура» от 29 июля 2021 года в рамках темы номера «Как меняется культурная карта России».

Культурная инициатива как «корни травы»

Россиян будут штрафовать за покрышки. Нет, речь не о водителях, которые не меняют летнюю резину на зимнюю, а о тех, кто украшает свои дворы по всей России отслужившими свой век покрышками. Чаще всего это клумбы или элементы детских площадок, но попадается и настоящее искусство: плывущие как по озеру лебеди и гигантский динозавр, который, кажется, сошел из фильма про «Парк Юрского периода». Бесхитростное народное искусство, получившее название «ЖЭК-арт» вскоре должно кануть в небытие. В Минприроды объясняют: покрышки токсичны, и о них можно пораниться, и поэтому нарушителям грозит крупный штраф.

«О, русская земля» или нет: о, «русская покрышка», ты «уже за холмом». «Не ломка ли это нашего культурного кода, а то и, как теперь принято выражаться высшими российскими сановниками, кода генетического?» — пишет о наступлении на покрышку журналист «Новой газеты» Алексей Тарасов, посвятивший уходящей натуре целый репортаж из родного Красноярска.

Здесь покрышки многие годы были частью городского пейзажа и все благодаря многочисленным шинным заводам. Возможно, вскоре они канут в Лету, но не будем ли мы сожалеть об этом народном искусстве, которое пусть и слегка «токсично», заставляет нас улыбнуться, продолжает Тарасов.

МОНСТРАЦИИ БЕЗ МОНСТРОВ

Народные течения в культуре часто взрастают сами по себе — как «корни травы», если вспомнить известное английское выражение grassroots movement. Так, город Новосибирск — в СССР вотчина академической науки — в середине 2000-х получает всероссийскую известность как место проведения «Монстраций». Демонстрации художников и творческих людей, да и просто обычных граждан проходят 1 Мая и пародируют советские «маевки». Их участники несут абсурдные лозунги вроде: «Мы всего лишь пешки», «Да здравствует Иван Сусанин!», «Вся власть совятам!», «Мир! Труд! Мяу!».

Проходит время, и «монстрации» приобретают огромную популярность в Новосибирске и по всей России, о них пишут крупные западные издания.

Отношение властей к «монстрациям» разное. Их автора художника Артема Лоскутова награждают государственной премией «Инновация» и задерживают за экстремизм, однако позже вполне доброжелательный репортаж о мероприятии промелькнет на российском телевидении. «Если бы я жил в другом городе, в другой стране, на другой планете, я бы, вероятно, придумал что-нибудь другое», — рассказывает «Культуре» сам Лоскутов, когда я спрашиваю его о влиянии города Новосибирска на «Монстрацию».

Но признается, что «гений места» Новосибирска повлиял на него: «По моим ощущениям, в Новосибирске сильны настроения максимальной от всего на свете удаленности, абсурдности, бессмысленности и ненужности — благодатнейшая почва для такого дела, как Монстрация».

БЭНКСИ, «МИТЬКИ» И ЦИОЛКОВСКИЙ

Осознавая удаленность от центра, больших денег и крупных культурных проектов, люди искусства, да и просто обычные энтузиасты превращают любимые места в популярные места паломничества туристов, художников, да и просто любопытных. Калужская область — это место, где чертил проекты своих первых космических аппаратов ученый Константин Циолковский. В Калуге есть и популярный музей Циолковского, который посещают толпы туристов.

Однако в последние годы еще одним местом туристического притяжения стал арт-парк «Никола-Ленивец». Он так же, как и «Монстрации» Лоскутова, появился благодаря частной инициативе художника, бывшего «митька» Николая Полисского. Вместе с друзьями он стал строить здесь причудливые объекты, используя подручные материалы: сено, лозу, дрова. Из этих материалов выстроены гигантские инсталляции и фантастические сооружения, напоминавшие персонажей из «Войны миров» Уэллса.

Сегодня на территории парка «Никола-Ленивец» проходит один из самых известных не только в России, но и в Европе фестивалей «Архстояние». Свое название он получил в честь знаменитого «стояния» на реке Угре, когда войска русских князей и татаро-монгольское войско стояли «супротив», проверяя друг друга на прочность.

Здесь же, в Калужской области, провинциальный город Боровск, что благодаря скромному инженеру, строителю на пенсии Владимиру Овчинникову получил всероссийскую славу. Поклонники сравнивают его с Бэнкси, но, в отличие от знаменитого художника, он рисует не в стиле поп-арт, а создает картины, вдохновленные образом старой России. «...У него спрей, у меня кисть; по наличию текстов на картине — у Бэнкси они отсутствуют, у меня же всегда есть стихотворное сопровождение, ведь Россия — это страна-слово...» — говорил он в интервью сайту «Мир тайн».

На картинах Овчинникова купола церквей, жандармы у караульных будок и бородатые купцы, пьющие чай «внакладку». Есть у Овчинникова и более современные сюжеты: панно с изображением уроженца Боровска, футболиста Алексея Парамонова и сюжет из «народного» фильма: «Любовь и голуби». Овчинникова часто высмеивают, но им и гордятся, а в сувенирных лавках продаются альбомы с его рисунками.

Специалист по брендингу территорий Надежда Замятина посещала Боровск как турист и рассказывает «Культуре», что ее поразили картины, созданные Овчинниковым: «У меня не было никакого диссонанса, когда я увидела все, что я увидела. И учитывая, что основная тема Боровска — это православие, я бы даже обратилась к этому художнику, чтобы ее усилить».

ЧТО СКАЗАЛ БЫ БРОДСКИЙ

Но подобное усиление не всем по нраву. История, давно ставшая хрестоматийной: коммунальщики неистово борются с настенными художниками, закрашивая их арт-шедевры на стенах домов. Так, в мае 2020 года администрация одной из школ Санкт-Петербурга закрасила нарисованное на школьном заборе изображение поэта Иосифа Бродского, которое появилось там к его 80-летию. Место было выбрано отнюдь не случайно, забор располагался напротив дома, где жил Бродский.

Решение об уничтожении портрета поэта принял местный завхоз, в администрации района его поддержали. Чиновники Центрального района вдобавок сообщили, что Бродский бы их действия одобрил: «Он бы скорее выступил за сохранение целостности и чистоты исторического центра Петербурга, столь долго вдохновлявшего его в своем творчестве», — вынесли они свой вердикт в стиле Кафки.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ДО СИХ ПОР В СЕРДЦЕ

На заставке приложения WhatsApp у Виктора Василевского фотография бронекатера БК-31, поднятого со дна Волги, где он пролежал 75 лет после ожесточенного боя с немцами. Теперь катер — экспонат созданного Василевским музея «Наследие» в Волгограде. «Мы за системную работу, и если беремся, то все доводим до конца. Этот корабль для нас как раненый боец».

Бывший офицер спецслужб, участник чеченской войны, Василевский давно увлекался историей военного дела и советской разведки. Музей он создал вместе с друзьями, помогали и военные историки, присылавшие ценные материалы для экспозиции. Здесь есть советское и немецкое оружие времен войны, форма, предметы военного быта. Сегодня это практически единственный частный музей военной истории России.

Cоветская военная история — это не только победы, но и тяжелые воспоминания. Трагичной была и судьба поднятого катера — во время взрыва трое моряков были контужены, рассказывает Василевский. Их посчитали предателями, и моряки без суда и следствия были расстреляны заградотрядом НКВД. «И такие вещи имели место быть», — говорит «Культуре» Василевский.

Cегодня созданный им музей не меньшая достопримечательность Волгограда, чем всем известные государственные музеи. Василевский ведет активную международную деятельность и вместе с чешскими историками восстанавливает советский военный мемориал на территории Чехии, сотрудничает с музеем во французской Нормандии. Для него это что-то вроде культурной дипломатии: «Мы все люди, и нам постоянно необходимо быть в диалоге».

В четырех часах езды от Волгограда в столице Калмыкии, Элисте, тоже есть частный музей — «Уникальная Калмыкия». Здесь собраны предметы одежды, амуниция, музыкальные инструменты многочисленные головные уборы ойратских (западномонгольских) воинов. Основой музея стала выставка, которую основатель музея Басан Захаров, ученый и общественный деятель Калмыкии, провел в Элисте в 2016 году. Коллекцию он начал собирать еще в конце 1990-х, теперь на нее приезжают смотреть гости со всей России и из зарубежных стран. «Они увозят с собой эмоции, знания не только о калмыцкой культуре, но о человечестве в целом. В современной России культуру двигают люди, влюбленные в свое дело. Есть, конечно, Большой театр, но по-настоящему развивают культуру обычные люди, поэтому именно частная культурная инициатива — основа общества», — говорит «Культуре» Захаров.