Не только левый берег Дона

Иван РОЗИНСКИЙ, доктор экономических наук

09.08.2021

О туристических перспективах Ростова. 

На первый взгляд кажется, что Ростов-на-Дону вполне может быть естественным центром притяжения туристов. Образ Ростова как места, скажем так, «шикарного» отдыха давно и широко представлен в отечественной массовой культуре («Левый берег Дона» Шуфутинского, «В Питере пить» группы «Ленинград» и др.). Хотя климат в Ростове далек от идеального, там очень жарко летом и часто промозгло зимой, но весна и осень намного комфортнее, чем на основной части территории нашей страны. Из-за своего расположения Ростов — естественная остановка на ночлег для туристов, едущих на машинах из центра России на Черноморское побережье страны и обратно. В городе и его окрестностях множество ресторанов на любой вкус и кошелек, а футбольный чемпионат мира 2018 года, несколько матчей которого проходило в Ростове, оставил после себя не только новый стадион, но и новые отели на левом берегу Дона.

Однако говорить о том, что Ростов уже стал мощным туристическим центром, не приходится. Вхождение в десятку регионов-лидеров туризма в России пока только ставится региональной властью в качестве среднесрочной цели. На сегодняшний день по величине туристического потока город уступает не только курортам Крыма и Кавказа и двум столицам, но и Казани с Калининградом. Особенно показательно двукратное отставание от «не курортной» Казани, в которой в допандемийном 2019 году побывало 3,5 млн человек.

Представляется, что важные причины отставания лежат как раз в тех сферах, которые сперва кажутся преимуществами Ростова, а именно в области логистики и туристического имиджа города.

По расстоянию от Москвы Ростов на 200 км дальше Казани (1000 км против 800 км), то есть, если ехать на машине, за рулем придется провести целый день. При этом транзитный поток на черноморские курорты пока, похоже, остается именно транзитным: большинство проезжающих в городе не задерживаются. Более того, злую шутку с развитием транзитного туризма в Ростове может сыграть создание вокруг него кольцевой автодороги: стремящийся к морю поток машин из центра страны станет объезжать город, вообще не останавливаясь в нем.

Дорога на поезде из Москвы занимает 15 часов, что для краткосрочной поездки довольно долго. Остается самолет — транспорт по определению не дешевый. Например, для семьи из трех человек, планировавшей в мае-июне текущего года поездку на выходные, стоимость перелета Москва — Ростов — Москва составила бы порядка 20 тысяч рублей.

С туристическим имиджем Ростова, если приглядеться внимательнее, тоже не все просто. В Казани из годового потока в 3,5 млн туристов 3 млн посещают главный туристический объект — Казанский кремль. В Ростове аналогичного объекта, который любому туристу, приезжающему в город, «надо» посетить, на сегодняшний день нет. Казань «продает» гостям образ древнего города с богатой историей, с готовностью предъявляя зримое «свидетельство древности» — свой кремль. Туристический образ Ростова иной; и если для «взрослого» туризма, как уже говорилось, он видится вполне привлекательным, то, например, для семей с детьми школьного возраста это не столь очевидно. Учитывая, что государство очевидным образом делает приоритетом именно детско-юношеский и семейный туризм и отдых и готово тратить на их развитие значительные средства, это серьезный недостаток.

Времени на то, чтобы попытаться решить названные проблемы, не так много. Именно сейчас в России формируется каркас внутреннего туризма, в том числе географический. Дорога Москва — Казань — Екатеринбург, которую планируется открыть в 2024 году, подтолкнет развитие «московского» туризма на восток. Конкурентные позиции городов Владимирской области, Нижнего Новгорода и Казани как предпочтительных направлений для поездок на 2–4 дня (особенно на «длинные выходные», связанные с праздниками в феврале, марте, мае, июне и ноябре) заметно укрепятся. Если жители, власти и бизнес всерьез видят свой город в качестве туристического центра, необходимо спешить: надо успеть сформировать «туристическую репутацию» Ростова до 2024 года.

Шанс снизить остроту логистической проблемы дает недавнее решение федеральных властей поддержать субсидиями чартерные турпоездки по России, выделив на это 1,2 млрд рублей. Субсидии позволят компенсировать туроператорам половину затрат на нерегулярные рейсы при условии, что компания выполнит не менее шести таких перевозок по одному направлению. В случае Ростова предлагается сделать упор на московского и петербургского туриста, выбирающего направление для краткосрочной поездки на длинные выходные в весенний и осенний период. Россия — это не только Москва, но платежеспособный спрос на отдых сосредоточен прежде всего в столичных агломерациях. Кроме того, Москва формирует тренды для всей страны, определяя, «что сейчас модно». В пользу такой стратегии говорит и успешный опыт Казани: основу туристического потока в Казань в последние годы составляют гости из Москвы и Санкт-Петербурга, а средний срок пребывания — 3–4 дня.

Период субсидирования авиаперелетов мог бы охватывать весну и осень, например, с 20 февраля до 15 июня (чтобы захватить все длинные выходные, приуроченные к праздникам), а также с 1 сентября по 15 ноября (опять же чтобы захватить длинные выходные, приуроченные ко Дню народного единства, 4 ноября). Для такого направления, как Ростов, стоимость перелета может достигать половины стоимости тура выходного дня и даже больше. Соответственно, экономический эффект субсидии составит весьма существенную величину — 25–30% стоимости тура.

Субсидии на авиабилеты могут стать важнейшей частью программы «запуска» Ростова как туристического города, приучения россиян к тому, что, планируя краткосрочный отдых на майские праздники или длинные выходные, есть смысл включить Ростов-на-Дону в шорт-лист. Вторым ее элементом видится система скидок для транзитных путешественников, стимулирующая их оставаться на ночлег именно в Ростове, а желательно и задерживаться в городе хотя бы на один день.

Что касается туристического имиджа, то традиционным подходом к его развитию, многократно и успешно реализованным и у нас в стране, и за рубежом, является продвижение истории города. При таком подходе в этой истории обычно выбираются наиболее яркие страницы (события, темы) и/или имена, которые становятся своего рода символами, прочно ассоциированными с данным местом. В каком-то смысле города конкурируют за историю, пытаясь «занять в ней свои ниши», привязать яркие исторические образы именно к себе. Важно при этом, чтобы такие события были действительно интересны большому количеству людей, чтобы интерес к ним мог «вытянуть» имидж города.

Для Ростовской области одной из таких символических тем, очевидно, является история и культура донского казачества. Хотя сам Ростов-на-Дону никогда не входил в Область Войска Донского, в массовом сознании город видится столицей казачьего Дона. Этот образ сравнительно успешно эксплуатируется: немало гостей Ростова посещают находящиеся неподалеку станицу Старочеркасскую и Новочеркасск, которые были центрами казачьего края, соответственно, до и после 1805 года.

С историей донского казачества связана еще одна «ниша» в нашей истории, которая представляет большой интерес для многих россиян и которую Ростов мог бы попытаться занять. Эта ниша сверхактивно разрабатывалась в советский период, но в крайне одностороннем и официозном ключе, а сейчас относительно свободна. Речь идет об истории Гражданской войны.

В Ростове Гражданская война началась: здесь формировалась основа белогвардейских сил Добровольческая армия и в Ростове же практически завершилась — после взятия города красной конницей С.М. Буденного в январе 1920 года исход войны был предрешен. Поскольку город был меньше других городов Европейской России разрушен во время Великой Отечественной, многие здания начала ХХ века — свидетели событий Гражданской войны — сохранились до сих пор. Сохранился особняк купца Парамонова (Пушкинская улица, 148), откуда генерал Л.Г. Корнилов уходил в знаменитый Ледовый поход на Екатеринодар. Госпиталь, где умер генерал М.Г. Дроздовский — командир одного из самых первых белых полков, приведший своих соратников на Дон с Румынского фронта. Дом, где по ложному обвинению содержался Б.М. Думенко — легендарный красный командарм. Можно показать место первого боя красногвардейцев с юнкерами. В нынешнем здании штаба военного округа в начале ХХ века находилась гостиница «Палас-отель», где весной 1918 года размещалось правительство Донской советской республики во главе с Ф.Г. Подтелковым и М.В. Кривошлыковым, впоследствии погибшими во время Вёшенского казачьего восстания. Там же позднее находился штаб Первой конной.

К Ростову, многократно переходившему из рук в руки, вполне применимо булгаковское «Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918». История Ростова этого периода наглядно демонстрирует несводимость Гражданской войны к «простому» противостоянию красных и белых. В этом городе, как в фокусе, проявились многочисленные иные факторы, определявшие исход событий: это и немецкая оккупация, и рвавший Россию на части сепаратизм, и колебания казачества, и внутренние противоречия белых (Деникин против Краснова) и красных (Троцкий против Думенко). У каждого из этих факторов в Ростове есть «свидетель» в виде сохранившегося здания, в котором происходили события, иллюстрирующие его влияние.

Ростов — это как раз то место, где можно интересно и непредвзято рассказывать и взрослым, и школьникам историю Гражданской войны в России, излагая ее именно как общенациональную трагедию, а не с позиций какой-либо из участвовавших сторон. У Ростова есть практически все для того, чтобы «застолбить» за собой тему Гражданской войны, сделав ее важнейшим элементом своего имиджа как исторического города.

В качестве первых шагов по реализации обозначенной программы развития туристического имиджа города видятся, во-первых, запуск соответствующей пиар-кампании, использующей успешный казанский опыт, а во-вторых - создание музея, выполняющего роль центрального объекта, который «надо» посетить любому интересующемуся историей Гражданской войны. Идеальным местом для такого музея был бы сохранившийся в центре Ростова дом, где провел детство П.Н. Врангель – знаменитый «черный барон», последний командующий Белой (официально именовалась Русской) армией.