Сделайте как итальянцы

Михаил ХЛЕБНИКОВ, философ

10.06.2020

Может быть, хватит уныло переснимать вчерашние хиты американских и европейских каналов? Есть смысл попытаться поймать, зацепить зрителя, и не только российского.

В завоевании международной аудитории сериалами России практически невозможно тягаться с такими монстрами этого жанра, как США или Великобритания. Однако она могла бы последовать опыту тех, кто находится в ее весовой категории. Таким примером может быть Италия, чей сериал «Моя гениальная подруга» в данный момент покоряет американскую аудиторию. Только что стартовавший второй сезон продолжает уверенно удерживать внимание зрителя, хотя сюжет не является секретом. Он основан на книжном бестселлере итальянки Элены Ферранте, и его действие неспешно разворачивается в Неаполе 50-х годов. Ни то, ни другое по всем законам не должно «попадать в нерв» современной американской аудитории. Что же такого сделали итальянцы и чему у них надо поучиться?

Прежде всего, «Моя гениальная подруга» — международный проект. С итальянской стороны участвует RAI — телекоммуникационный гигант номер один на Апеннинах. Заокеанский партнер европейцев — HBO — телевизионная сеть, благодаря которой сериалы перестали быть «мыльными операми» — гаванью для усталых домохозяек, и превратились в настоящее искусство.

Проблема, однако, в том, что американцы работают на внутренний рынок и достаточно свободно обращаются с тем, что называется «исторической достоверностью». Так, в нашумевшем сериале прошлого года «Чернобыль» основные натурные съемки велись в литовских городах, которые легко изображали как Припять, так и Москву. Главное, чтобы был передан «советский дух». Но создатели «Моей гениальной подруги» не пошли по этой дорожке.

Американцы выступают здесь стороной, отвечающей за финансирование проекта. Вся творческая часть, включая кастинг и выбор натурных съемок, осталась за итальянцами. Более того, HBO отказались от переозвучки сериала, ограничившись субтитрами во время трансляции. С чем связан подобный исключительный подход?

Во-первых, основой экранизации послужила серия книг Элены Ферранте «Неаполитанский квартет», первоначально вышедшая в Италии. Успех Ферранте кроется прежде всего в ее способности рассказывать по-настоящему интересные истории. Мы привыкли, что достоинства сегодняшней «премиальной» литературы свелись к бесконечным языковым экспериментам, стилистическим вывертам. Ее привычно хвалят знатоки, ей выдают блестящие награды. Она обладает многим, кроме читателей. Ферранте удивительно старомодна, бедна на стилистические кружева. Она прежде всего работает с такими устаревшими категориями, как сопереживание, гнев, радость. И читатели, уставшие от словесных выкрутасов современных мастеров пера, предпочли внешне неказистые романы Ферранте, потому что они настоящие.

Во-вторых, книги итальянки нельзя упрекнуть в воспевании патриархальных ценностей. Напротив, они рассказывают историю борьбы «за права женщин». Правда, рассказывает она «неправильно», не опираясь на выкладки современных феминисток с их утонченным терминологическим аппаратом, по сравнению с которым гносеология Канта проста до примитивности.

Сериал снят предельно близко к книжному тексту. Визуальный ряд дополняется закадровым повествованием. Создатели явно хотят повторить эффект, принесший успех книгам. Со своей стороны они сделали всё, чтобы обеспечить визуальную достоверность сериала. Массовка набиралась из жителей самого Неаполя, на роли были приглашены малоизвестные артисты с «незатертыми» лицами. В пригороде Неаполя был построен целый квартал из полутора десятков домов. Вспомним еще раз прибалтийскую Москву и Припять.

Отдельное преимущество теледрамы — игра актеров, в том числе и детей. Артисты виртуозно попадают и в образы, и в жанр старомодного реализма, и в эпоху. Ясно, что для HBO этот сериал — прежде всего имиджевый продукт. Американцы, как и одна из героинь сериала, «вкладываются вдолгую». Они прекрасно понимают, что сегодняшний бум на комиксовых героев с их пластиковыми страстями рано или поздно закончится. Зритель захочет увидеть тех персонажей, которых не нужно придумывать, а которым можно поверить. Ну и здесь возникает вопрос к отечественным производителям сериалов. Есть ли у них желание и амбиции сыграть на опережение? Может быть, хватит уныло переснимать вчерашние хиты американских и европейских каналов? Есть смысл попытаться поймать, зацепить зрителя, и не только российского. В конце концов, от нас хорошо отдохнули, нужно возвращаться.

Материал опубликован в № 3 газеты «Культура» от 26 марта 2020 года