От глобальной деревни не спрятаться

Николай ФИГУРОВСКИЙ, политолог

05.06.2017

Мир — как писал канадский исследователь Маршалл Маклюэн — за прошлый век стал настолько проницаем, что все теперь — соседи, хотим мы того или нет. Воскресное утро началось с цепи трагических сообщений: это было как сельский пожар, который идет от дома к дому. Теракт в Лондоне. Минимум семь погибших. В Германии афганец в лагере для беженцев взял в заложники и затем умертвил русского ребенка. В садовом товариществе под Тверью мужчина убил девять человек «на почве бытовой ссоры». Если добавить 16 жертв урагана в Москве и серию терактов в Кабуле, унесшую 120 жизней, и все это за одну прошлую неделю, возникает ощущение предвестия апокалипсиса.

На самом деле картина привычная, просто события чаще всего размазываются тонким слоем по всей неделе, а сейчас уместились в два выходных дня. Удивительно другое: наши СМИ внезапно вспомнили, где именно живут их читатели и зрители. По традиции онлайны из Европы шли в начале новостных выпусков телеканалов и в топах агентств. И вдруг «Россия 24» нарушила привычный порядок и стала показывать ужас в Твери. Кажется, такое обращение к отечественной действительности в ущерб зарубежной произошло впервые за очень долгое время, и это симптоматично. Своя хата оказалась ближе, чем соседский дом.

Дело ведь не в том, где убийство ужаснее и кого более жалко. Но за последние пару лет международная повестка предельно жестким образом вытеснила внутрироссийскую. Посмотришь новости — а там на выбор: борьба Трампа с конгрессом, Макрона с Фийоном, Меркель с Америкой, Украины с самой собой. Конечно, глобальный мир, информационная революция, интернет, однако невозможно же настолько отрываться от родных реалий.

Теракт в столице Великобритании— уже третий за несколько месяцев. Заказчики и механизм осуществления кровавых акций с виду весьма схожи. В Лондоне даже мэр-пакистанец неоднократно получал обвинения в благоволении агрессивным исламистам. Все — слишком обычно и предсказуемо.

В отличие от английской трагедии ужасная история в садовом товариществе «50 лет Октября» близ поселка Редкино Конаковского района Тверской области — сюжет более редкий, но для нас — отчасти типовой. Сидят люди, потребляют спиртное, один другому говорит нечто обидное, «жертва» хватается за то, что пришлось под руку, восстанавливает попранную справедливость, после чего садится и ждет полицию. Год назад охранник из Егорьевска выпивал с байкерами на мотофестивале; ему сказали — плохо, мол, ты ездишь, он взял «Сайгу» и расстрелял пятерых. Теперь электрик из Конаково «душевно проводил время» с соседями, хвастался службой в ВДВ, а кто-то брякнул, что он, дескать, и в армии-то не был. Оскорбленный «ветеран» съездил домой за, опять же, «Сайгой» и погубил девять душ.

Расстрел в Редкино уже дал новый импульс спорам о том, надо ли легализовать огнестрельное оружие. Сторонники этой меры твердят, что при повальном свободном ношении огнестрела убийца побоялся бы нарваться на ответный выстрел. Думается, это лукавство. У нас разрешен оборот травматики, и в ближнем бою пуля из «Осы» свалит не хуже жакана из «Сайги». Обезумевший от алкоголя человек с карабином (вполне законно, кстати, приобретенным) расстреливал собутыльников, демонстрируя десантную выучку и не давая времени опомниться. И ни у кого из убитых в дачном кооперативе «Осы» с собой не оказалось: у нас на пьянку с соседями обычно ходят без оружия. И, действуй разрешение на короткоствольный огнестрел, вся разница заключалась бы в том, что у потерпевших не было бы на руках «Макарова». Поэтому, если по итогам несчастья задуматься о превентивных мерах, куда разумнее будет запретить водку, но ведь и это уже проходили. Не помогло.

Трагедия в дачном кооперативе вместе со многими, подобными ей, — страшное эхо ХХ века, когда за короткий исторической отрезок страны «первого мира» низвели до нуля ценность человеческой жизни. Это и плата за вступление в информационное общество, где сообщения о жертвах терактов и катастроф звучат каждый день, приедаются и вызывают интерес, лишь когда касаются знаковых точек (взрывы в Кабуле или Багдаде освещаются мимоходом, словно бы происходят на Луне; зато убийства в Лондоне и Париже сразу становятся новостью дня, поскольку изрядная часть целевой аудитории СМИ там бывает и способна представить себя на месте пострадавших).

Загородиться от антигуманистического глобализма нельзя, спрятаться в этой всемирной деревне не получится, противостоять же злу можно, только обращаясь к старым и непопулярным сегодня принципам человечности. К воспитанию и просвещению, всему тому, что еще Ломоносов называл «сбережением народа» и что мы радостно отбросили в девяностые, шагая в современный мир. А теперь пора возвращаться домой, тут лавки перевернуты и ружье висит на стене. Надо наводить порядок.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции