Таран Навального

Петр АКОПОВ, публицист

28.03.2017

Воскресные акции протеста, организованные в десятках городов страны Алексеем Навальным, главным сторонником «цветной революции» в России, неожиданно стали важной темой в интернете. Даже название им дали — тестирование. Так оно и есть — только вот кто и что тестирует?

Несколько тысяч человек собрались в центре Москвы на митинг «против коррупции». Акцию городские власти разрешили, но в Сокольниках. Парк бузотерам, естественно, не подходил, и Навальный повел своих на Тверскую. Полиция отреагировала: десятки задержанных. Впрочем, столкновений и крови, слава Богу, не было — не считая сколь профессионального, столь и подленького удара то ли сбоку, то ли сзади, который нанес один из митингующих полицейскому. В голову — ногой в прыжке. Правоохранитель несколько минут лежал без сознания, подозревали даже летальный исход, но медпомощь подоспела вовремя, и сейчас его жизни ничто не угрожает. Навальному присудили 15 суток и штраф — на этом, казалось бы, можно и закончить. Однако некоторые особенности воскресных событий стоит все-таки проанализировать.

Во-первых, на запрещенном мероприятии в Москве (как и в других городах) оказалось неожиданно много молодежи и даже старшеклассников, что дало повод для глубокомысленных рассуждений о «поколении Путина, вышедшем против власти». Во-вторых, массовых акций протеста в столице не было уже давно — ритуальные хождения либеральной оппозиции под украинскими флагами или в память Бориса Немцова воспринимаются, скорее, как маргинальные. Ну и, в‑третьих, устроители подгадали митинг к дню 17-летия избрания Путина, держа в уме и дату следующих президентских выборов — они состоятся чуть менее чем через год.

Шоу Алексея Навального продолжается. Ловкий демагог, ставший символом Болотной‑2011, пытается зайти на второй круг — в ожидании третьего, который запланирован на 2024-й. Силы, ставящие на Навального, никуда не делись и ни от чего не отказались. Это как внешние игроки, так и внутренние — олигархи и космополитическая, ориентированная на Запад часть элиты. Навальный — их самый ценный и раскрученный актив, с его помощью можно попытаться устроить смуту и перехватить власть. Нынешний эксперимент «борца с коррупцией» продемонстрировал, что механизмы мобилизации людей через социальные сети работают: собрать под красивым лозунгом «за все хорошее против всего плохого» несколько тысяч недовольных в двух столицах и по несколько сотен в больших городах удалось достаточно легко.

И тем не менее делать выводы, что «поколение Путина восстало…» просто смешно — как по количеству участников акции (ничтожные доли процента московской молодежи), так и по реальным взглядам протестующих.

Формальным поводом к выступлениям стал фильм Навального о премьере Медведеве, о его «коррупции». Точнее — об уровне жизни, потому что приведенные факты никак не могут быть названы коррупционными. Но в любом случае эта тема в России является очень болезненной, даже не столько она, сколько вообще проблема социальной справедливости. В обществе накопились претензии к правящей элите — почему ее уровень жизни так сильно превышает среднестатистический. Это вопрос не к Путину, а ко всем нам: отчего на месте разрушенного социализма сформировался такой странный и малопривлекательный социально-экономический строй? Что с ним теперь делать, куда идти?

Однако в массовом восприятии темы несправедливости и коррупции сплетаются в единый узел — и получается петля, которую Навальный хочет накинуть на Кремль. Понятно, что не выйдет: к Путину-то как раз у людей претензий нет, его авторитет безусловен. Президента упрекают лишь в том, что он «недостаточно Путин» и борьба с коррупцией идет медленнее, чем хотелось бы. С другой стороны, если посмотреть на то, сколько высокопоставленных чиновников попалось на взятках в последние годы, очевидно, что российский лидер выполняет данные перед выборами 2012-го обещания.

Понимая бесполезность прямых атак на Путина, Навальный бьет по его окружению, по крупным фигурам — чтобы попытаться через них дискредитировать как власть в целом, так и самого президента. Хотя тот не является в глазах людей частью элиты — он стоит над ней, выше нее. И выступает как карающая «бояр» сила. Призывать карать активнее? Что ж, это дело вполне патриотичное.

Конечно, глава государства прекрасно понимает цели и методику тарана системы «Навальный», упрекать его в недооценке опасности «оранжизма» несправедливо. Кремль борется с коррупцией, при этом выстраивает новые правила формирования и функционирования элиты — то есть лечит болезнь, которая дает повод для опасных игр манипуляторов. Ясно, однако, что реальные успехи в битве с казнокрадством и налаживание вертикальных лифтов в среднесрочной перспективе никак не остановят работу протестного тарана: во‑первых, тот заточен именно на снос власти, а во‑вторых, положительные изменения в управлении ощущаются обществом медленнее, нежели отрицательные.

А тестирование, что 26 марта нынешнего года, что 18 марта 2018-го, страна выдержит. Вот о 2024-м нужно думать, формулировать принципы и смыслы, образ будущей России. Только странно требовать этого от одного лишь Путина — разве это не общее наше дело?


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции