Хижина дяди Трампа

Михаил БУДАРАГИН, публицист

16.02.2017

Американские дела Россию волновали давно. Но всегда — как чужие. Вражеские или соседские, но не собственные. Когда в 1850-х роман Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» оказался в наших краях, русская читающая публика не носилась с ним как с писаной торбой: уже творит Лев Николаевич, скоро Достоевский издаст «Преступление и наказание», а свои крепостные вот-вот получат волю. Так что негры — это, конечно, печально, однако стулья ломать не будем. 

Во времена противостояния двух сверхдержав, СССР и США, об Америке говорилось много, но не постоянно. Проблеме исчезновения Аральского моря (сейчас мало кто вспомнит, какие дискуссии велись в 1970-е) внимания уделялось не меньше, а сколько таких поводов было. Фамилии Кеннеди и Рейган звучали, но не семь дней в неделю по 24 часа в сутки.

А вот кампания Дональда Трампа выглядела так, словно это жители Костромы и Хабаровска выбирают себе главу на ближайшие годы. Россия, если всерьез поверить в информационную картину, которую почти год создавали многие СМИ и популярные блогеры, поселилась в хижине дяди Трампа и оттуда готовилась на равных с Вашингтоном управлять миром. 

Но что-то пошло не так. Сначала друг Дональд принял отставку советника по национальной безопасности: за приватный разговор с российским послом американские медиа обвинили чиновника в лоббировании отмены санкций (хотя, судя по всему, содержание беседы было иным). Спустя несколько дней пресс-секретарь Белого дома заверил, будто Трамп, родной нам человек,  «ясно дал понять, что ожидает от Кремля деэскалации насилия на Украине и возвращения Крыма». Наконец, и сам Трамп в своем блоге уличил прежнюю администрацию в «мягкости к России».

Ритуальные, напоминающие Обаму заявления о возвращении Крыма — лишь дополнение к общей картине, которая сложилась до Трампа и изменить которую он не в силах. Республиканский истеблишмент, как и демократы, вовсе не считает, что временный хозяин Белого дома волен распоряжаться таким ценным ресурсом, как российско-украинские отношения, в одиночку. Где надо, подскажут. Замешкается — пихнут в бок. 

Сам-то миллиардер, одолевший в жесточайшей схватке Хиллари Клинтон, обострения отношений с Москвой, похоже, не хочет. Но это российская экспертная тусовка его взахлеб любит, он же ей ничем не обязан. Наши «патриотические публицисты» возомнили, что выборы в США выиграли именно они, и сейчас долго, последовательно, методично объясняют сами себе, в чем оказались не правы. Можно запастись попкорном и наблюдать за тем, как сначала президент Америки очутится «в кольце врагов», а затем получит клеймо «предателя». 

Вся эта история — и смешная, и печальная, и поучительная. Во-первых, Крым и так возвращен России, и позиция Кремля по данному вопросу известна в Штатах всякому, кто занимается политикой всерьез. Во-вторых, Трамп, конечно, обещал перед выборами нормализацию отношений с Москвой, но и Барак Обама до того, как стал президентом, говорил много разного.

Вероятно, все будет поспокойнее, чем при лауреате нобелевской премии мира, который умудрился повоевать везде, где возможно. Однако надеяться на пользу трампофилии — занятие более чем странное. Пожалуй, российским поклонникам американского лидера стоит поучиться у Владимира Путина, который никогда не спешит с выводами, а в оценке потенциальных политических партнеров сдержан и корректен.

У России есть интересы на всех континентах, но главное, добиваясь чего-либо, не потерять лицо. Причем это касается не только власти, но и тех, кто полагает себя «интеллектуальным классом». Бегать за каждым новоизбранным главой чужого государства — глупо, не по чести, вредно для нервов: а то, что в отечественном медийном дискурсе Трампа, белого и пушистого, стало невыносимо много, не заметить уже просто невозможно. 

Рецепт известен: чтобы не разочаровываться, не стоит и очаровываться. Судя по всему, следующий кандидат для этой несложной умственной практики — Марин Ле Пен, которую бесповоротно записали в авангард сил добра. 

Победит ли она во Франции — еще бабушка надвое сказала, но то, что европейские элиты возьмут ее в оборот настолько же плотно, насколько Трампа — американские, сомнений не вызывает. Так что стоит, пожалуй, успокоиться и перестать рвать рубашку за грядущие геополитические триумфы иных народов: пора выбраться из хижины и вернуться домой.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции