Шаланды, полные автокефалии…

Петр АКОПОВ, публицист

28.04.2016

Петр Порошенко призвал подумать о создании на Украине единой поместной автокефальной церкви — ​народ, дескать, хочет. То, как киевская элита прислушивается к мнению народному, мы уже видели на примере Донбасса — ​там, правда, пытались сохранить «единую соборную» Украину, а тут делают вид, что заботятся о «единой церкви». Но в обоих случаях речь идет об одном и том же: стремлении вытравить из страны русский дух.

Главный смысл происходящего после «победы майдана» — ​оторвать Украину от России. Местные элиты выступают, как воры, пытающиеся сбыть доставшиеся им территорию и население заказчику — ​англосаксонским стратегам. Цель понятна: Русский мир должен быть лишен своей западной части, земли, с которой он начинался. Киев, «мать городов русских», необходимо снова отделить от Москвы, а Россию — ​отгородить от Европы частоколом враждебно настроенных к ней славянских государств. Данную стратегическую задачу стараются выполнить руками самих украинцев, обязанных забыть, что они малороссы, сделать «европейский выбор» и отречься от нашей страны. Вначале это совершалось под лозунгом «Украина — ​не Россия», затем — ​путем украинизации тех, кто продолжал считать себя русскими. После Крыма Россия объявлена врагом, будущее теперь связывают исключительно с Западом, который поможет «отстоять незалежность». У самостоятельной Украины все должно быть свое — ​украинское. А еще лучше: объявить себя настоящими русскими, а Россию — ​фальшивой, ненастоящей Русью.

Это, кстати, дает «похитителям Украины» шанс попробовать снять противоречие между малороссами, привыкшими за последние сто лет называться украинцами, и теми, кто по-прежнему знает, что является частью русского племени. Мол, нет повода для ссор: мы все и есть подлинные русские (в смысле украинцы), а там — ​татарская Московия, самопровозглашенная Русь. Эта идея популярна сейчас в незалежной, и опасность предложения о переименовании страны в Украину-Русь нужно воспринимать очень серьезно. Другое дело, что происходящий на наших глазах коллапс соседнего государства не даст киевским гешефтмахерам времени на продвижение этого плана — ​хотя концепция подмены России не должна ускользнуть от нашего внимания. Тем более, что частью ее является и нынешнее предложение Порошенко об объединении «украинской церкви» — ​ведь в незалежной уже есть человек, чья должность сращивает Русь и Украину. Это 87-летний Филарет (Денисенко), называющий себя «патриархом Киевским и Всея Руси-Украины». Священник, расколовший в 1992 году УПЦ — ​с теми же целями отрыва Украины от России, которые преследует сейчас и Порошенко.

Свое заявление президент Украины сделал на встрече с представителями Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций. Он призвал их «подумать о создании единой поместной автокефальной церкви», потому что многим верующим «трудно согласиться с существующим разделением украинского православия». Сообщил, что опросы общественного мнения показывают рост числа православных украинцев, мечтающих о единой церкви, и выразил готовность помочь в реализации решений, направленных на это. И, наконец, раскрыл карты: появление такой церкви, по его словам, особенно важно «в условиях гибридной войны, когда Украина противостоит вооруженной агрессии соседнего государства», а «враги» пытаются использовать религиозный фактор в своих интересах.

Порошенко не первый, кто стремится «объединить церкви»: десять лет назад тем же занимался тогдашний президент Ющенко. Однако дело это бесполезное: Украина изранена церковными распрями, но православная Церковь там одна, а другие организации для православных — ​всего лишь раскольники.

Чуть ли не со времен киевского крещения не прекращаются попытки расколоть Русскую церковь. Это и есть главная опасность, остальное, включая временное (по историческим меркам) государственное разделение единого русского народа, — ​всего лишь следствие. Унии  XV — ​XVII веков и образование греко-католической церкви, возникновение Украинской автокефальной православной церкви в 1917-м, раскол Филарета (Денисенко) и создание УПЦ Киевского патриархата — ​все это раны, нанесенные русскому православию и Русскому миру. Несколько веков киевская и московская митрополии были разделены — ​но с конца XVII столетия, после воссоединения Малороссии с Россией, киевская кафедра находится в подчинении русскому патриарху.

Нынешняя Украинская православная церковь является частью Русской православной церкви, митрополит Киевский Онуфрий признает патриарха Кирилла — ​и при том, что УПЦ не обладает статусом автономной, то есть автокефальной церкви, она пользуется самыми широкими правами. Идея Порошенко в другом: чтобы оторвать Украину от России, нужно разрушить самое сильное — ​духовное — ​единство народа. Независимому от России государству требуется независимая церковь. Вот только искусственная «независимость» Украины — ​это миг на часах русской истории, а наша Церковь, как и наш народ, прошли через все испытания потому, что сохраняли веру и стремление быть вместе. Единство Украины и России и сейчас существует — ​как каноническое единство Церкви. И это главный залог будущего воссоединения одного народа.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции