Курс на Петербург

Александр МАТУСЕВИЧ

10.02.2019

В Саксонской государственной опере в четырнадцатый раз прошел традиционный оперный бал.

Обаяние столицы Саксонии беспредельно: барочные замысловатые завитушки Цвингера и рядящиеся под барокко пышные формы Земперопер, тяжеловесный неоклассицизм Шаушпильхауса и простенькие, непритязательные, но аккуратные панельки времен ГДР соседствует, не противореча друг другу, мирно и тихо. Впрочем, жизнь в Дрездене неспешная, несуетливая, ровная и плавная, словно течение Эльбы. Река и не думает замерзать в условиях мягкой центральноевропейской зимы, больше похожей на наш поздний октябрь. Дрезден хочет походить на Вену, но не обременяя себя излишней политической нагрузкой, — ​типичный бюргерский город, существующий в красивой барочной раме, унаследованной от блеска прежней королевской столицы. Среди таких радостей «а-ля Вена» первое место, безусловно, принадлежит зимнему оперному балу в Земперопер. Начало было положено в 2006-м в честь 800-летия саксонской столицы. Смело отмеривая уже второй десяток, бал не снижает своего уровня — ​это роскошная светская тусовка, не уступающая самым известным конкурентам ни в чем — ​ни программой, ни составом артистов или гостей, а некоторых и превосходящая. За прошедшие годы вип-гостями праздника в Дрездене были действующие главы государств и правительств: президент России Владимир Путин и королева Швеции Сильвия, экс-премьер-министр Люксембурга, а ныне председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер и президент Сенегала Маки Салл, представители мира искусства и шоу-бизнеса — ​Клаус Мария Брандауэр, Жерар Депардье, Катрин Денёв, Орнелла Мути, Надя Ауэрман, Наоми Кэмпбелл, Настасья Кински, Рене Папе, Курт Мазур и многие другие. В этом году на балу были замечены князь Монако Альбер II, немецкая оперная звезда Надя Михаэль и тренер российской футбольной команды Станислав Черчесов.

Бессменным руководителем дрезденского бала является профессор Ханс-Йоахим Фрай — ​известный импресарио и оперный режиссер, организатор вокального конкурса итальянской арии «Competizione dell’Opera» и до недавнего времени интендант Брукнеровского фестиваля в австрийском Линце.

Зал Саксонской государственной оперы, творение великого архитектора Готфрида Земпера, и без того поражающий роскошью и гармонией убранства, по случаю бала стал еще более нарядным. Партер объединили со сценой, благодаря чему пространство грандиозного шоу оказалось более чем внушительным. На этом «плацу» развернулась настоящая феерия, поражавшая прежде всего пестротой — ​сочетанием, казалось бы, несочетаемого: когда еще на одной сцене встретятся великий испанский тенор Хосе Каррерас и отвязная австрийская рок-звезда Андреас Габальер, дрезденский хор мальчиков «Кройцхор» (руководитель Родерих Крайле) и русская прима-балерина Светлана Захарова? Подобные мероприятия организованы и проводятся по законам шоу — ​броских и несколько утомительных, где номера перемежаются долгими речами, награждениями, подношениями и прочим высокопарным славословием. По оперному ведомству, дабы оправдать название бала, музыкальных номеров оказалось не так уж много: грузинская сопрано Нино Мачаидзе спела молитву меланхоличной дворжаковой Русалки, армянский тенор Липарит Аветисян — ​арию из «Риголетто», а вместе они — ​дуэт из «Княгини чардаша». 

Несколько номеров исполнили музыканты знаменитой российской вокальной арт-группы «Тенора 21 века» (худрук Дмитрий Сибирцев), а Светлана Захарова станцевала вечно прекрасного «Умирающего лебедя» Сен-Санса — ​на этом классическая программа была исчерпана. Музыкальным руководителем бала этого года выступил итальянский маэстро Массимо Занетти, весь вечер стоявший за пультом Саксонской государственной капеллы — ​главного оркестра федеральной земли.

Бал в Земперопер насчитывал около двух с половиной тысяч гостей, а еще около пятнадцати тысяч зрителей собралось у здания оперы на Театральной площади, где было развернуто не менее грандиозное шоу. Связь между залом и площадью поддерживалась на протяжении всего вечера через гигантские мониторы — ​по всем канонам реалити-шоу.

В этом году Дрезденский бал не только выплеснулся за рамки роскошного зала Земперопер на улицу (в этом профессор Фрай видит социальный аспект — ​праздник не только для элиты, но и для всех горожан): впервые он покинет родной город и отправится далеко — ​на берега Невы. В конце августа в Петербурге, в Михайловском театре и в Филармонии имени Шостаковича пройдет «выездной» Земперопернбал — ​Северная столица России выбрана не случайно, ведь уже много лет Венеция на Эльбе и русская Венеция являются городами-побратимами.


Фото на анонсе: CHLietzmann