Башмет поставил на пики

Александр МАТУСЕВИЧ

05.11.2018

Юрий Башмет презентовал в «Зарядье» музыкально-драматический спектакль по великой опере Чайковского. Это уже не первый подобный эксперимент знаменитого альтиста и дирижера. К своеобразному жанру музыкально-драматических композиций, основанных на оперных полотнах, он впервые обратился еще четыре года назад. «Жанр, в котором мы работаем, очень важен: мы помогаем людям полюбить оперу», — ​уверен музыкант. «Фантастическая Кармен», «Евгений Онегин», «Севильский цирюльник», «Свадьба Фигаро» и, наконец, «Страсти по Пиковой даме» — ​в этих постановках, созданных известными театральными режиссерами, участвуют оперные артисты и популярные актеры театра и кино».

«Страсти по Пиковой даме» впервые были сыграны в Сочи, на Зимнем форуме искусств этого года, потом повторены в Ярославле, на сцене знаменитого Театра имени Федора Волкова. И вот добрались до столицы, освоив пространство нового московского зала.

Режиссер Павел Сафонов представил историю как своеобразную мистическую дуэль между загадочным графом Сен-Жерменом и молодой графиней Анной Томской. Они встретились в Париже времен маркизы Помпадур. Он открыл ей тайну трех карт, а она стала его любовницей. Через много лет им суждена еще одна встреча, теперь уже в Петербурге, когда на пороге смерти графине явился «тот третий, кто страстно любя». То ли полусумасшедший игрок Герман, то ли реинкарнация старого алхимика времен ее юности? Или, может быть, это вообще ей привиделось — ​и тогда, и сейчас?

Огромная, монументальная и торжественная лестница вздымается от оркестровой ямы к колосникам. Над ней сверкает роскошная версальская люстра — ​парадная и давящая. Высокий и сильный, закутанный в черное, словно монах, Сен-Жермен (Сергей Епишев) — ​загадочный и властный манипулятор, он тонко разыгрывает перед молоденькой графинюшкой (Надежда Михалкова) мистический ребус, завлекая ее в свои сети. Но при всей власти над ней — ​он сам оказывается очарован северной красотой этой непонятной русской аристократки.

Драматические сцены-диалоги цементируют в единое полотно музыкальные фрагменты — ​как отдельные арии, так и целые сцены. Режиссер оставляет пять главных поющих персонажей — ​Графиню, Германа, Лизу, Томского и Елецкого. Графиня — ​старуха, антипод молоденькой графинюшки Анны Федотовны времен парижского адюльтера, юный Герман — ​антипод опытному графу Сен-Жермену, мудрецу, человеку без возраста. Синтез оперы и драматического спектакля и притягателен, и противоречив. Будь это набор случайных музыкальных иллюстраций, быть может, он парадоксальным образом мог сложиться в какую-то удачную, гармоничную новую мозаику. Но опера Чайковского настолько цельна, драматургически безупречна, со своей логикой сквозного развития, что всякое ее фрагментирование и попытка вычленить «самое-самое», кажется, априори обрекает новый театральный перформанс на критику. Впрочем, как эксперимент, как еще один взгляд на великую оперу и великую повесть Пушкина, он вполне возможен и допустим.

Большим подарком для московских меломанов стала возможность вновь услышать в партии Графини прославленную мариинскую легенду Ирину Богачеву. Это было настоящее чудо. По паспорту народная артистка СССР уже почти сравнялась возрастом со своей героиней, но отнюдь не по звучанию и не по внешнему виду. Величественная и яркая Богачева пела просто феерично — ​уверенно, сильно, без заметных дефектов. Что касается образа, актерской харизмы, то они были явлены во всем блеске — ​это был выразительный, живой, настоящий театр. Царственная графиня, несмотря на скромность музыкального материала, дарованного ей Чайковским, становится в исполнении Богачевой настоящим центром оперных фрагментов спектакля, полностью оправдывая название на афише.

Оба баритона уверенно и не без блеска спели свои хитовые арии — ​Антон Зараев балладу Томского («Однажды в Версале»), Петр Соколов — ​арию Елецкого («Вы так печальны, дорогая»). Великолепной Лизой с сильным и красивым голосом, ярким верхним регистром и глубокими, волнующими низами предстала Мария Лобанова. У Сергея Радченко весьма подходящий голос для главного героя — ​большой, темный, массивный. В перспективе это настоящий Герман, но пока верхние ноты молодому певцу даются через раз.

Оркестр Юрия Башмета «Новая Россия» выступил чутким аккомпаниатором, а дирижер выстраивал с певцами отличный баланс, нигде их не заглушая. В то же время точность вступлений и стройность оркестровой игры в иные моменты оставляли желать лучшего, для гипертрофированно театрального действа, быть может, эти заусенцы не так уж и существенны, однако если бы речь шла о полноценном концертном исполнении всей оперы, таковые были бы весьма огорчительны.


Фото на анонсе: Сергей Киселев/mskagency.ru