Все арии только о любви

Александр МАТУСЕВИЧ

08.06.2018

Гала-концерт победителей оперного конкурса, приуроченного к юбилею Московской консерватории, выявил незаурядный потенциал старомодного жанра и очевидный интерес к нему молодых композиторов.

Четыре одноактных оперы четырех молодых композиторов не похожи друг на друга ни сюжетно, ни музыкально. В фокусе внимания авторов как подлинные истории жизни, так и литературная классика. Стилистически выстраивается обширная панорама: от комфортных для уха оперных ариозо до колющих атональных речитативов и эстрадно-джазовых мелодий. Опусы представили солисты московских театров, Молодежный синодальный хор, Симфонический оркестр Московской консерватории, ансамбли «Voci di ricci» и «Arielle», а также Молодежный камерный хор научно-творческого центра церковной музыки при Московской консерватории. К участию пригласили двух маэстро — ​харизматичного Вячеслава Валеева, продирижировавшего большинством произведений, и Даяну Гофман, продемонстрировавшую мастерство при исполнении оперы Артема Пыся «В присутствии любви и смерти».

Вечер открыла опера Алексея Чернакова «Вещий сон». Она написана на исторический сюжет, который рассказывает историю жизни и любви Маргариты Тучковой и героя Отечественной войны 1812 года Александра Тучкова, погибшего при сражении на Бородинском поле. Узнав о смерти супруга, Маргарита осталась жить на месте его гибели, помогала бедным, а позже приняла постриг и стала игуменьей Марией основанного ею Спасо-Бородинского монастыря. Опера Чернакова — ​это емкий калейдоскоп картин из жизни главных героев, от знакомства до гибели Александра. Музыка богата широкими проникновенными мелодиями и мощным симфонизмом в лучших классических традициях, она подкупает естественностью и искренней эмоциональностью. 

Партию Маргариты прекрасно провела молодая сопрано Анна Половинкина. Помимо яркого, богатого различными оттенками тембра, певица обладает феноменальной дикцией, что особо важно при исполнении премьерных оперных сочинений. Красивый бас Кирилла Капачинских нарисовал благородный образ героя Отечественной войны. Блеснул выдающимся комическим даром в партии отца Маргариты геликоновец Дмитрий Овчинников. Драматургически важный эпизод оперы — ​пророческий сон Маргариты — ​был качественно озвучен контратенором Василием Хорошевым и басом Андреем Архиповым. В «Вещем сне» немалую роль играет хор — ​полноправный участник и комментатор происходящего. Его партии разнообразны: здесь и холодное скандирование, и гремящая «Слава», и трогающая душу поминальная молитва.

Во втором отделении слушателям представили фрагменты трех других сочинений-победителей. Среди них «Легенда о Данко», которую композитор Иван Гостев писал к 150-летию Максима Горького. Чтобы музыкально представить историю любви и самопожертвования, либреттист Артем Каверин ввел в сюжет новый персонаж — ​Возлюбленную, партию которой достойно исполнила сопрано Александра Сенникова. Главным героем стал еще один геликоновец, баритон Константин Бржинский, чьи голос и артистизм как нельзя лучше подходят для этой роли. Необычно решен финал оперы. Вместо возможного прощального дуэта Данко и Возлюбленной, который первым приходит на ум, Гостев написал сильный оркестровый эпизод, который оставляет мощное трагическое послевкусие.

К не менее необычному для оперы сюжету обратился Денис Писаревский. Первоисточником стала пьеса Патрика Зюскинда «Контрабас». Либретто писал, как и в случае с «Легендой о Данко», Артем Каверин. Здесь, помимо главного героя Контрабасиста, сидящего в оркестре за последним пультом, появляются четыре струны контрабаса, оперная певица Сара и соседка музыканта фрау Нимайер. Музыкально, пожалуй, это самая заковыристая опера из прозвучавших на гала-концерте. Здесь и цитирование Вагнера, и звучание джаз-бэнда, и хор оркестрантов, стоящих сбоку сцены, и речитативная партия главного героя, которую спел Иван Черемухин. Смешение стилей создает ощущение настоящего безумия, которое к финалу только усиливается.

Завершился вечер рок-оперой Артема Пыся «В присутствии любви и смерти», где парадоксальным образом смешались академизм, джаз, попса в духе российской эстрады середины нулевых и индийская традиционная музыка. При отсутствии у публики вербального описания происходящего на сцене и должной дикции у солистов очень сложно проследить нарратив сочинения. Видеоарт только усиливает музыкальное смятение. Бесконечные клубы то белого, то черного дыма на экране во время звучания песни а-ля Дима Билан после эмоционального, если не сказать истерического, дуэта на немецком языке буквально блокируют сознание. Что хотел сказать и показать автор, однозначно не угадаешь. Для этого требуется послушать произведение еще, возможно, и не единожды.

Гала-концерт оставил двоякое впечатление. С одной стороны, мы видим богатую музыкальную палитру, интерес молодых композиторов к оперному жанру и попытки его развивать и трансформировать, а с другой — ​недостаточное внимание публики, меломанов к этому на самом деле незаурядному событию. И самое главное: как говорил Петр Ильич Чайковский, опера, не поставленная на сцене (имеется в виду полноценная театральная постановка, а не концертное исполнение), не имеет смысла. Хорошо, что Московская консерватория дала молодым шанс, но новые опусы властно требуют театральных подмостков и убедительной режиссуры. Остается надеяться, что отечественный оперный театр проявит интерес к небесталанным новинкам.


Фото на анонсе: Эмиль Матвеев